00:00, 31 января 2009 года

Обитаемый остров: Фильм первый

Роман был написан в 1968 году, из-за советской цензуры пережил сотни исправлений, но остался популярным и сегодня. Поклонников великих фантастов по-прежнему немало, да и наверняка волна особой популярности еще ждет книгу после того, как фильм оживил героев и воссоздал масштабный фантастический мир Стругацких.

Передать идею и сюжет «Обитаемого острова» вкратце практически невозможно: довольно сложен замысел фантастической книги, а действия развиваются весьма «замудрено». Поэтому перед авторами фильма стояла непростая задача: выразить идею и события объемного романа в одной картине, не обидев поклонников Стругацких и заинтересовав зрителей, не знакомых с творчеством фантастов.

Роман «Обитаемый остров» входит в цикл книг «Полдень XXII века», повествующий о времени, когда человечество (так называемые Пилоты Группы Свободного Поиска) бороздит просторы Вселенной. Главный герой книги Максим Камеррер, студент ленинградского университета, путешествует на своем корабле и однажды попадает на неизвестную планету Саракш. Эта планета так не похожа на разумный свободный Мир Полдня, в котором живет Максим в своем двадцать втором веке: повсюду враги. Здесь все еще помнят недавнюю разрушительную войну, а новая готова вспыхнуть в любой момент. Жители Саракша ходят строем, поют гимны и казнят тех, кто выбивается из рядов. Страшные башни-излучатели туманят мозги почти всем обитателям планеты. Этот мир обрисован в фильме столь ярко и подробно, что порой совершенно теряется его философская составляющая.Во главе страны – Совет Отцов, группа «мудрецов», которые всеми силами пытаются удержать власть. Максим, видя весь ужас этой планеты, ищет способ вернуться на родину, но вскоре загорается идеей изменить порядок Саракша. В фильме главный герой вовсе не имеет какой-то цели: он не ищет связи с Землей, и по непонятной (для не читавших роман) причине примыкает то к одной, то к другой группировке жителей планеты.

Сам образ Максима (его сыграл молодой актер Василий Степанов) вызвал множество споров среди критиков: одни называют его слишком красивым и гламурным «суперменом», другим его сила и ум кажутся сомнительными. Некоторых вовсе раздражает его «постоянно сияющая голливудская улыбка». А ведь по замыслу герой Стругацких был совершенен: не только здоров, невероятно силен, красив, но и очень умен. Максим желал всем добра и не видел смысла в войнах и убийствах. Причина разногласий очевидна: фантазия каждого читателя рисует своего героя, который никак не может совпасть с представлениями режиссеров и актеров. Мне же сила и красота Максима показались «достаточными», но слишком современными, будто скопированными с глянцевой обложки. Возможно, это и была идея авторов фильма.

Часто в экранизации знаменитого произведения читатели выискивают отступления от текста и ругают за это создателей фильма. В случае с «Обитаемым островом» наоборот. Многие из моих знакомых поклонников Стругацких выходили из кинозала разочарованные: хотелось увидеть больше фантазии сценаристов, а не слышать порой дословный текст романа. В то же время создателей фильма критикуют за пропуск большого количества интересных эпизодов. Этот недостаток налицо: события слишком быстро «скачут», поэтому порой трудно уловить логику сюжета. К тому же, это делает многие моменты и идеи книги наивными, а порой даже банальными. Однако авторы фильма настаивают, что снимали не дословную экранизацию, а, по выражению самого режиссера, «Обитаемый остров» по Бондарчуку».

Одна из главных и сложных идей романа Стругацких – власть Неизвестных Отцов, смысл которой в фильме практически потерян. Критики обвиняют режиссера в ее неудачном раскрытии и недопонимании антиутопии. Проблема границ человеческой свободы и сейчас актуальна не меньше, чем в прошлом веке. Причем уже не только для подданных тоталитарных режимов, но для жителей даже самого демократичного государства. Но этот смысл в фильме передается в основном лишь через фантастический антураж.

На мой взгляд, плюсом фильма можно считать то, что еще на стадии литературной разработки он был разбит на две части. Причем это не середина романа, а вовремя поставленная «точка с запятой» - между уже развившимся действием и предвкушением новых событий. Поэтому пока делать больших выводов о картине не стоит: продолжение появится на экранах уже весной этого года, в котором у авторов есть возможность «исправиться», а у зрителей насладиться сполна.

Е. КОСТИНА
«Точка с запятой»
Газета «Ставропольская правда»
31 января 2009 года