Михаил Бегер: Я – последний поэт России!
Когда-то, в конце 70-х, уже всеизвестный Евтушенко провозгласил: «Поэт в России больше, чем поэт». Сказал и будто сглазил – с тех самых пор незаметно и незримо, но поэтический бум в стране словно бы пошел на убыль. Что-то в глубинах общественного сознания нарастало и происходило. Менялись ценности. Что было дальше, мы знаем: материальное живо прибрало к своим рукам идеальное. Но формула Евтушенко, будучи без преувеличения гениальной, не только сохранила старый, но обрела и новый смысл. Поэт и сегодня больше, чем поэт, если в своей искренности способен заменить целый штат политологов, депутатов, историков. Иными словами, бесстрашие и искренность превращают поэта и в ворожею, и в прорицателя, и в заклинателя, имеющего право не только предварять, но даже и определять политику. Об этом, кстати, столетие назад говорил самый парадоксальный из русских исследователей литературы Василий Розанов.
Сегодня всю правду о нашей жизни первыми сказали провинциальные поэты, и это, если хотите, - культурное чудо. Они опередили время, и все, что сказали, уже сбывается и еще сбудется, как рано или поздно сбывается на Руси правда.
Знакомство с Михаилом Бегером происходило в такой последовательности: сначала ставропольские писатели принесли в редакцию его стихи, затем я позвонила ему в Черкесск, а потом приехал в Ставрополь и он сам. Уже через несколько минут нашего общения он сказал: «А можно перейти на «ты», ну не умею я иначе, понимаешь? Мы же Господу не говорим «вы», потому что предельно доверяем, вот я хочу, чтобы и с людьми так…». Уже скоро я поняла, что седовласый, обаятельный Михаил Бегер в своих словах и мыслях строг и честен, или, говоря иначе, похож на свои «предваряющие политику» стихи.
…От былого меня да от прежнего – Глыба боли средь поля безбрежного, Ветра хрип, безнадежно простуженный, День, печалью всерусской завьюженный, А по полю – вконец озверелые Черно-красные псы! Черно-белые! Доллар скалится жутко и весело. Интервенция духа. Рецессия.
Эти строки написаны до того, как в мире признали наличие всеобъемлющего кризиса, но дело не в том, что поэт «что-то такое» действительно предсказал. Суть в другом. Улавливая витающее вокруг предощущение апокалипсиса (а для творческого человека подобное мировосприятие вполне естественно), он ищет некий, им самим сформулированный смысл. Ведь мы живем во времена, когда кое-кто утверждает, что все лучшее в русской литературе и поэзии уже написано, но что-то же заставляет одних писать, а других читать стихи?! Душа требует неустанного путешествия по России, и там, где такое поэтическое путешествие из географического превращается в историческое, мы начинаем искать «формулу спасения».
…Мы уйдем. Забудут наши лица Близкие, знакомые, друзья. Как же ты дала нам оступиться, За тебя с врагами не схватиться, Родина любимая моя?..
В стихах поэта множество подобных вопросов и признаний: судьба России для него больше, чем главная «поэтическая тема», это тема его личности, его душа и его боль.
…Я Родину безумно так люблю. Спроси, за что, - пожалуй, не отвечу. Я не смогу простой обычной речью Поведать то, что сердцем пропою…
Если все неумолимые вопросы наших поэтов перевести с языка поэтического на прозаический язык нового столетия, мы лицом к лицу столкнемся с русской историей, которая, как вопрошающая тень отца Гамлета, никогда не отпускает нас. Почему, скажем, за один только прошедший век дважды рухнуло мощное государство? И что в таком случае может означать понятие Родины? Есть ли она действительно у нас? Почему люди живут с ощущением нового падения и новой катастрофы?
- На такие неумолимые вопросы, - ответил Михаил Леонидович, - надо искать такие же беспощадные ответы. Отчего дважды рухнули? Если отрешиться от всех привычных аргументов и посмотреть в самую суть, то ответ окажется не экономическим, не политическим, а… поэтическим. Страна как место проживания перестала быть Родиной. Вот причина! Для русских людей, так уж у нас сложилось, Родина – это не место процветания, а место спасения. Уходит это мистическое чувство, и нас покидает чувство Родины.
После красноречивой паузы мой собеседник продолжал:
- Начали воевать с прошлым, ломать его смысл, и все стало рушиться. Воюем с историей, но рвем по живому связь с вечным. Нужен преемственный исторический смысл, только он и восстановит Родину.
По мысли поэта, самое страшное – потерять идеал, свою «небесную Родину», «звездную Русь». Пока о ней помнят и ждут ее возвращения, у человека есть будущее и есть Родина. В стихотворном сборнике М. Бегера «Симфония на кончике пера» встречаются и другие подсказки – драгоценные «формулы спасения»:
…Сегодня: «Пушкин? – и «хи-хи» «Хи-хи» - позорное до боли. Как бы невежд былых грехи Сорняк возрос на русском поле. О, полно, Русь! В себя вглядись В руках Всевышних ты фигура, Пока сражается за жизнь Тобой рожденная культура…
Беседа с поэтом на фоне его стихов подходила к концу, но интерес к его личности, а следовательно, и вопросы ну никак не хотели уменьшаться: «Я горжусь, что родился я русским», - процитировала вслух я новую его строчку. «Как же так, - спросила я искреннего Михаила Бегера, - «Народный поэт Карачаево-Черкесии» с такой некарачаевской, нечеркесской и даже нерусской фамилией – интересно же?!» В ответ – открытая улыбка: «Да не волнуйся, пожалуйста, я и в самом деле русский, а фамилия, в некотором смысле, – загадка нашей семьи».
Как рассказывала внуку его бабушка Серафима Стаценко, «пришел хороший мужик и стал жить». Время было смутное: то красные лютуют, то белые, многие лишились и документов, и фамилий. А они народили трех сыновей (один из них - отец Михаила), жили в Черкесске, больше всего на свете любили русскую песню, на которой и вырос мальчик Миша, а вместе с ним – и его пожизненная любовь к поэзии Сергея Есенина. Кстати, народный поэт Карачаево-Черкесии Михаил Бегер, постоянный участник Лермонтовских чтений в Пятигорске, мечтает учредить в Черкесске ежегодный День поэзии, проводимый у памятника Есенину. Один такой поэтический сход ему с энтузиастами уже удалось провести. А вообще, признался Михаил, он все чаще чувствует себя одиноким в родном городе. Писательская организация большая, а русских писателей и поэтов мало, русских изданий нет, одна на всех русскоязычная газета…
Зато интересен другой факт: в свое время открыла поэта не кто иной, как наша «Ставропольская правда», именно на ее страницах 33 года назад впервые были опубликованы его стихи… А вообще-то, «по плану», мне все-таки хотелось спросить, что же он имел в виду, заявив «всему человечеству»: «Я последний поэт России!»? А потом встретилось вот это бегеровское стихотворение, и надобность в ответе, пожалуй, отпала:
Жизнь-бухгалтер оценит убытки, Каждый промах возьмет на учет. Приплюсует к ошибкам ошибки, И предъявит неслыханный счет. И ободранный ближним, как липка, Подпоясан нуждой и тоской, Я пойду по распутице хлипкой, Пепел дней разгребая клюкой. И по терниям выйдя к отавам, Помолясь на восход и закат, Я поведаю звездам и травам Все, чем был так несметно богат.
30 января 2009 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
