00:00, 16 января 2009 года

Детским домам и сиротам может помочь опыт «Педагогики дела»

Не пережившему его трудно понять вечную боль детей, жизненный путь которых лишен таинства родительской теплоты. Детей, когда-то брошенных - войной, безотцовщиной, еще хуже, матерями-«отказницами». Да мало ли в нашей непростой жизни причин, которые искажают представление подобранного государством ребенка о добре и зле, о человеческом долге, о целях и, главное, возможностях будущей взрослой жизни...

На собственном опыте воспитанника детского дома, точнее трудовой школы с дивным романтическим названием «Красные зори», хочу заметить, что любопытный эксперимент ранней советской педагогики 20-30-х годов прошлого века и в наши дни заслуживает пристального внимания. Стоит только обернуться к истории, как со всей очевидностью понимаешь: замечательный педагогический пример А. С. Макаренко, его последователей, да и образ знаменитой «Республики ШКИД», вполне может быть нынче с умом и пользой востребован. Конечно, бытовые условия современных детских домов, обласканных возросшими сегодняшними возможностями, подчеркнутой заботой государственных органов и меценатства, не в пример тем далеким и суровым временам, когда «безродным» детям было не до роскоши. Но справедливости ради надо отметить, что они не были лишены отечески строгой и по-своему трогательной заботы государства об их дальнейшей судьбе. Сказать больше, сейчас вновь осмысливается хорошо забытый опыт «Педагогики дела», основанной на нравственных ориентирах, милосердия и добра.

Мне, конечно же, не по плечу вдаваться в оценку сложных воспитательных проблем, пусть этим занимаются социологи, ученые и практики, но недавняя встреча с Антониной Исмаиловой, директором одного из лучших детских коррекционных домов в крае, заслуженным учителем России, всколыхнула мою детдомовскую память. И не случайно ведь. Антонина Яковлевна отдала более 35 лет неустанной заботе о детях трудной судьбы, а ее мама Вера Дмитриевна Алексенко около полувека проработала в широко известном на Ставрополье Ипатовском детском доме им. Н. К. Крупской, располагавшемся в поместьях знаменитого землевладельца или, как тогда выражались «чумазого лендлорда» Глущенко. Здесь на глазах у дочери в трудовой школе, в мастерских, в поле самоотверженные педагоги спасали детские души. Они сумели воспитать достойных, подготовленных к жизни юношей и девушек.

Первая мировая война и революция 1917 года круто изменили Россию. Гибель прежнего уклада, голод, разруха, массовая детская беспризорность. Что бы там ни говорили сегодняшние защитники или обличители, у советской власти нашлись люди, которые понимали, что надо спасать оставшихся без родителей, без крова, погибающих от холода и голода детей. Было принято твердое решение создавать детские дома и трудовые колонии.

Коснулось это и дворца в Стрельне, принадлежавшего сыну великого князя Михаила Николаевича - великому князю Сергею Михайловичу, хозяйственных построек, великолепного по пути на Петергоф парка вдоль берега Финского залива. Здесь в ноябре 1919 года была открыта трудовая школа-колония, или попросту детский дом «Красные зори», в котором прошли около восьми моих довоенных, счастливых - я не оговорился - лет.

Если образно, то это был чудесный сплав добротного помещичьего хозяйства и – в нынешнем понимании - кадетского корпуса. Целая вселенная юных душ, красивых людей, воспитателей и воспитанников. Идеологическая мишура тех лет вовсе не заслонила вечных человеческих ценностей, которые наполняли атмосферу «Красных зорь». Правильно сделали мои тетушки, еще студентки, и дядя Миша, как тогда говорили, красный командир, что сироту, очень рано потерявшего отца и мать из-за тяжелой их болезни, устроили в один из лучших детских домов.

Подумать только: у нас были своя школа, клуб, оранжерея, коровники, парники, в прудах разводили рыбу, выращивали море цветов для продажи, все это позволяло перейти на полное самообеспечение продуктами. В хозяйстве были также своя электростанция, водокачка, пекарня, баня, мастерские, автомашины, мотоциклы, велосипеды, лодки и даже собственная яхта. Этим не ограничивалось: библиотека с десятком тысяч томов, духовой, струнный и симфонический оркестры, свой театр и радиогазета. Все великокняжеские приобретения здесь работали на детей. А главное, труд был основой жизни и нравственности! Из стен «Красных зорь» вышли и нашли свое место в жизни десятки докторов и кандидатов наук, военачальников и просто хороших людей. Они прошли войну, некоторые вернулись, многие погибли, а у тех, кому выпало жить, сохранилась навсегда искра коллективизма, трудолюбия и особенной жизненной прочности...

Помню, кажется, летом 1976 года в журнале «Звезда» я прочел документальную повесть Д. Гранина «Клавдия Вилор». Потрясали своими подробностями муки ада, которые вынесла героиня повести, наша землячка, раненная в бою под Сталинградом, попавшая в плен к гитлеровцам. Спустя год после публикации Клавдия Ильинична, несмотря на недуги, приехала в Ставрополь, встретилась с родственниками, друзьями, молодежью, была желанной гостьей краеведческого музея. Вспоминала с какой-то подчеркнутой гордостью, что, когда ее комиссовали «по чистой», городское начальство поручило ей заведовать Ставропольским детским домом. Здесь нашли приют более шестисот маленьких сердец и судеб военной и послевоенной поры. Горожане ничего для них не жалели. По мере возможностей того времени. Известно, что 150(!) детей были усыновлены жителями, многих из них приняли в Ставропольское суворовское училище. Разлетелись по всей стране рабочие, инженеры, врачи, журналисты... Сколько же детских душ было спасено благодаря самоотверженным воспитателям, сумевшим вовлечь в свою жертвенно-альтруистическую ауру сотни, а то и тысячи людей! К активным сторонникам макаренковской школы педагогики следует отнести и бывшего директора Ипатовского детского дома, светлой памяти Валентина Кофанова. А еще, конечно же, основателя и руководителя наших «Красных зорь» Игнатия Ионина, выпускника Петербургского университета, в Первой мировой - военного летчика. Хочу поставить в этот ряд и Антонину Исмаилову, находящуюся на пульсе нынешней детдомовской жизни.

Как-то утром, войдя в свой директорский кабинет, она обнаружила под столом плачущего малыша — бывшего воспитанника детдома, сбежавшего (уж как ему удалось?) от приемных родителей. «Заберите меня обратно!» - раздирающая душу мольба ребенка. Сейчас много говорят о приемных семьях. В высшей степени — притягательная идея и немало самых добрых примеров. Но легкость, с какой воспитанники детдомов часто попадают в, увы, не подготовленные для этого семьи, настораживает, заставляет все чаще задумываться о ценном и сверхделикатном опыте былого детдомовского воспитания в атмосфере любви, товарищества и, что очень важно, труда. Смею это утверждать на примере моих далеких «Красных зорь».

Не секрет, что и нынче детские дома заполнены детьми, «подобранными» государством. И мне думается, коли государство берет на себя ответственность за ребят-сирот, вовсе нелишне оглянуться на добрый опыт «Педагогики дела». Потому что, убежден, не обилие игрушек и компьютеров (хотя и это нужно!), а плодотворная атмосфера самостоятельного, активного, действенного взросления под присмотром чутких и умных педагогов - вот что необходимо юному человеку, волею судьбы уже в начале жизни столкнувшемуся с одиночеством.

Вениамин ГОСДАНКЕР
«И все-таки нам было тепло»
Газета «Ставропольская правда»
16 января 2009 года