Блокада милосердия
Жительница села Кугульта Грачевского района Валентина Макарова (на фото) о жизни в блокадном Ленинграде знает не из фильмов и чужих рассказов. Сама двенадцатилетней девчушкой была привлечена в помощь работникам домоуправления для захоронения умерших. Когда слушаешь воспоминания Валентины Дмитриевны о ее блокадном детстве, перед тобой словно прокручивается лента военной кинохроники. ...Зима. Ледяной ветер пронизывает обветшалую одежду детей, группкой бредущих по заметенным снегом улицам города на Неве. Детвора из последних силенок везет на санках большие мешки, очертания которых напоминают человеческие силуэты. Дети торопятся, ведь надо «навестить» еще несколько адресов. Надо успеть до темноты… От основной ребячьей группы «откололись» несколько человек. Поднявшись по темной лестнице многоэтажного дома, они оказались в квартире, где на кровати лежали закоченевшие тела пожилой женщины и прижавшихся к ней маленьких детей. Они так и умерли — внуки и их бабушка, старавшаяся согреть малюток в своих объятиях. Вошедшие приступили к привычной для них работе: едва гнущимися от холода руками стали укладывать замерзшие тела в мешки и зашивать их.
- Надо поторапливаться, а то до кладбища еще идти и идти, - шепчет маленькая Валя.
Доставив скорбный груз на погост, дети направляются к кладбищенской церкви. Они знают наверняка, что местный батюшка пустит их переночевать, да еще и горячей похлебкой накормит. Он часто предлагал ребятам:
- Оставайтесь. Здесь вас Господь спасет.
Впрочем, некоторым из ребят уже давно некуда возвращаться: дом разбомбили, родители или на фронте или погибли.
Дети блокадного Ленинграда… Что они могут рассказать о времени, которое в одночасье сделало их взрослыми? Многое! Только они об этом молчат, как будто бережно хранят память о тех, кто не дожил до прорыва блокады, до Великой Победы… Дети блокадного Ленинграда не рвутся в герои. Да и помощи не требуют – вымаливают, и то лишь в крайнем случае, как, например, Валентина Макарова. Она, в прошлом педагог с более чем сорокалетним стажем, жена военно-служащего, сейчас пенсионерка, инвалид II группы и просящая о помощи женщина. В 2003 году ее и без того ветхое жилище едва пережило ураган. Сильный ветер и дождь стали причиной серьезных разрушений дома.
- А после очередного ненастья, в сентябре 2004 года, в хате частично обрушился потолок и вывалилась стена вместе с окном. Пришлось переселяться в сарай. Думала, на время, а получилось – почти на полгода, - вспоминает пожилая женщина.- Когда стало невмоготу, уехала к младшей сестре в Ленинград (она, кстати, тоже блокадница, но живет совсем в других – удобных - условиях). В городе своей молодости встретила одного из бывших воспитанников. Он, узнав причину моего приезда, подарил мне военно-полевую палатку…
Факт аварийного состояния дома пенсионерки был признан несколькими комиссиями, в том числе и заместителем министра ЖКХ СК И. Шатохиным, который в 2006 году лично посетил ее домовладение. С массой полученных на руки ответов, запросов, актов обследования материально-бытовых условий, различных справок Валентина Дмитриевна так и продолжала жить в своей хатке. И однажды сильно ударилась о деревянную опору, подпирающую потолок — чтоб не рухнул. Медики расценили последствия ушиба как посттравматический артроз правого плечевого сустава.
Жизнь потихоньку движется вперед, события приходят на смену друг другу. И только хата Валентины Макаровой с полуразрушенным потолком, со сгнившими полами и вываливающейся стеной стоит на прежнем месте. Никуда из аварийного жилья не переехала и его хозяйка — в родном краю иного жилья для нее не находится. А меж тем состояние хатенки Макаровой изо дня в день становится все более удручающим. Не раз пожилая женщина обращалась за помощью в различные районные, краевые и федеральные властные структуры. Глава села Г. Селюков распорядился (согласно решению совета депутатов) «подвинуть» очередь Валентины Дмитриевны на улучшение жилищных условий с 15 номера на 1. Не оставил без ответа обращение Макаровой и глава администрации Грачевского муниципального района В. Кухарев: «При поступлении денежных средств из федерального бюджета на приобретение жилья для инвалидов и ветеранов Грачевского района Вы будете обеспечены жильем в порядке очередности». Только вот в этой районной очереди Валентина Дмитриевна двести семьдесят седьмая. А согласно Указу Президента России, проблема обеспечения жильем бывших блокадников должна быть решена до 1 мая 2010 года. Хватит ли пенсионерке сил и здоровья еще на год с «хвостиком», чтобы почти еженедельно ремонтировать падающие стены и «путешествовать» по различным инстанциям?
- Краевое министерство ЖКХ и районная власть некоторое время назад изыскали возможность предоставления мне жилья, но… в Кочубеевском районе, - говорит женщина. - Я этот вариант восприняла как идею не переселения, а выселения: нет человека – нет проблем. Как я в свои-то годы уеду с места, к которому более тридцати лет прирастала корнями? Здесь живут моя дочь, внуки, правнуки. Только от мысли, что я могу лишиться ежедневного общения с близкими и дорогими мне людьми, подскакивает давление. А для меня, инвалида II группы, это очень опасно.
Вот уже и 2009 год вступил в свои права. На редкость суровая для Ставрополья зима каждый день преподносит «подарки»: мороз, снег, ветер. А Валентина Дмитриевна, с ужасом всматриваясь в новые щели на потолке и стенах, тешит себя надеждой быть услышанной. И мечтает лишь об одном:
- Очень хочется провести отведенные судьбою годы в собственном (пусть даже без удобств) жилье. Рядом с теми, кому ты дорога. Не опасаясь при этом, что однажды будешь погребена под обломками прогнившей крыши.