Дело замначальника тыла ГУВД Ставрополья Ю. Бабенко
Как и положено любому громкому делу, подробности которого закрыты для широкой общественности, оно тут же обросло длинным шлейфом всевозможных слухов. В первую очередь, конечно, в милицейской среде. А масла в огонь подлило обращение в СМИ, в частности, в «Ставропольскую правду», подписанное: «подполковник вн. сл. Ю. П. Бабенко». Автор текста, войдя в образ «гонимого за правду», приписал многочисленные нарушения, выявленные в ведомстве московскими и местными ревизорами, заместителю начальника службы тыла Эдуарду Мовсесяну, который на бумаге выглядит таким злодеем, что клейма негде ставить. И вот этого злодея – сокрушается автор обращения в газету - руководитель милицейского главка генерал-лейтенант Н. Гончаров назначил исполняющим обязанности начальника тыла ГУВД по СК.
Обращение пришло в редакцию по факсу, под текстом - автограф-закорючка и номер сотового телефона. Звоню. Механический голос барышни отвечает: «Набранный вами номер не обслуживается». На работе Ю. Бабенко, как выяснилось, не появляется. Давно. Зато удалось дозвониться до Э. Мовсесяна. «Да, мой бывший начальник сейчас пишет кляузы в различные инстанции, - сказал он. – Но мне не хочется ничего комментировать. Получится, что я оправдываюсь, а значит - виноват. Попробуйте поговорить на эту тему с начальником контрольно-ревизионного отдела ГУВД по СК Анатолием Витальевичем Ревенко. Он – лицо незаинтересованное: КРО участвовало в проверках службы тыла самостоятельно, а также помогало московской бригаде. Ему есть что рассказать, если, конечно, он примет такое решение…». Принял (видимо, слухи вокруг «бабенковского дела» достали милицейский главк сильно), и вот мы беседуем в кабинете А. Ревенко.
- Тот факт, что человек обратился в редакцию по факсу, а не пришел лично, о многом говорит (начальник КРО бегло просматривает принесенную мною копию документа). Это можно расценивать как анонимку, но я вижу, что здесь фигурируют эпизоды, уже растиражированные Ю. Бабенко в письмах руководителю МВД, генпрокурору… Задавайте вопросы.
- Заместитель по тылу начальника ГУВД по СК Ю. Бабенко, как известно, был отстранен от должности в сентябре приказом министра внутренних дел РФ по итогам московской проверки. Что «нашла» ревизия?
- Многочисленные нарушения в использовании бюджетных средств и даже откровенное воровство. Речь идет о миллионах рублей. Службу тыла проверяла комиссия КРУ ОИД МВД РФ под руководством подполковника Ситникова, которая, кстати, «копнула» настолько глубоко, что Бабенко стал угрожать Ситникову. В деле имеется соответствующий рапорт…
- Анатолий Витальевич, Бабенко утверждает, что во всем виноват его заместитель Мовсесян, который якобы пользовался фальшивой печатью.
- Действительно, на некоторых документах внутреннего обращения имеются подписи Мовсесяна и оттиски незарегистрированной печати, это касается, например, ремонта здания на Партизанской, 8б, куда планировалось переселить некоторые структуры ГУВД. Потрачены большие деньги. Вопрос о том, что это было – реконструкция или капитальный ремонт, пока остается открытым. Но это лишь один из эпизодов, да и вины Мовсесяна здесь, на мой взгляд, нет: печать ему выдавал Бабенко – есть свидетели – и он же лично являлся распорядителем средств, и договоры с фирмами подписывал лично он. Сам выезжал на стройку, ставил задачи…
- Знал ли Мовсесян, что печать не зарегистрирована?
- Скорее всего, нет. Мне кажется, его использовали втемную.
- Откуда вообще взялась печать?
- Это выяснилось в результате служебной проверки, которую в октябре проводило управление собственной безопасности ГУВД по СК (создано для борьбы с предателями в рядах милиции. – А. В.). В начале 2008 г. Бабенко дал указание оплатить изготовление печати, причем письменное. В свою очередь, начальник финансово-экономического управления ГУВД по СК (ФЭУ) О. Балакирева, обязанная ему продвижением по службе, поручила произвести оплату. После этого печать пошла в «оборот». Хотя и не была зарегистрирована в секретариате. Любопытно, как она «обнаружилась» - сцена, скажу вам, достойна незаурядного артистического таланта. На время московской проверки Бабенко скоропостижно ушел на больничный, а в августе нагрянул на работу, причем, прежде чем открыть дверь своего кабинета, создал комиссию. Вошли и… обнаружили в шкафу ту самую незарегистрированную печать! Мол, подбросили враги.
- Это правда, что, проработав в должности начальника тыла ГУВД по СК чуть больше года, Бабенко уволил почти половину руководящего состава службы?
- Факт, имевший место. Только я бы выразился жестче: служба тыла была полностью обезглавлена, почти на 100 процентов. Правда, основная масса увольнений прошла под формулировкой «по собственному желанию» - люди были вынуждены уходить, поскольку им создали невыносимые условия работы – оскорбляли, шантажировали и т. д. На ключевые должности Бабенко расставил специалистов либо откровенно слабых в профессиональном плане, которыми можно манипулировать, либо лично преданных ему, старых сослуживцев. И хорошо функционировавший ранее механизм службы «сломался». Приведу пример: долгие годы автохозяйство возглавлял подполковник Нарыжный. Из «сарая» он сделал картинку: ремонт, травка, бассейн, столовая, баня… Кстати, баня – не для начальства, а рядового состава. Нарыжного «ушли». Вместо него Бабенко поставил рулить автохозяйством 37-летнего капитана Ремезова, ранее служившего со своим протеже в войсковой части на какой-то «подсобной» должности. Все закончилось печально. В сентябре КРО ГУВД по СК по приказу начальника главка генерал-лейтенанта Н. Гончарова провел проверку деятельности автохозяйства, в результате установлен материальный ущерб в сумме 5,3 млн. рублей, нецелевое использование бюджетных средств – 2,5 млн., неэффективные расходы – 700 тысяч. Воровали все, что плохо лежит, – запчасти, шины, ГСМ и т. д. Представьте, в ходе прямых злоупотреблений списано 182000 литров моторного топлива! Низшие чины, как следует из свидетельских показаний, отдавали деньги вверх «по вертикали»… Вот лишь один показательный факт: в автохозяйстве есть тягач БАЗ – громадина 3,5 метра шириной и 12 длиной, без сопровождения ГИБДД вообще никуда не выезжает. По бумагам этот тягач «съел» около 49000 литров дизтоплива, а реально – никуда не выезжал. Заправочные талоны обналичивались на АЗС, а деньги распределялись по разным карманам. Уголовное дело по этим фактам возбуждено Ставропольским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по СК в ноябре – в отношении Ремезова, Бабенко и ряда должностных лиц.
Автомобили – вообще слабое место службы тыла в период правления Бабенко. В сентябре 2007 г. с некой фирмой был заключен государственный контракт на поставку 37 автомобилей Hundai Accent на 12 млн. рублей. Всю сумму перечислили, но фактически было поставлено только 27 автомобилей, а оприходованы – 37! В июне 2008 года Ремезов заключил еще 10 договоров с той же фирмой, по каждому из которых автохозяйство купило по одному автомобилю Hundai Accent, за что обязано оплатить еще 3,2 млн. рублей, хотя их стоимость оплачена еще в 2007 году…
- Занимательная «бухгалтерия». И что из нее следует?
- По моему мнению, готовилась масштабная афера. Но лавочку вовремя прикрыли. Добавлю к этому один показательный штрих: молодой подполковник Бабенко ездит на автомобиле стоимостью около 100000 долларов. Речь, конечно, не о служебной машине.
Разбогатевшие, особенно внезапно, люди, связанные с госслужбой, как правило, ничего «не записывают» на себя. Все – на родственниках, друзьях и т. д., хотя в кулуарах известно, кто является настоящим хозяином фирм, домов, автомобилей и т. д. Например, бывшая жена Бабенко до недавнего времени являлась генеральным директором крупной пятигорской фирмы с миллиардным оборотом. Сейчас она носит другую фамилию – Маркова: год назад вышла замуж за водителя Бабенко, а через несколько месяцев развелась. Зато теперь никто не упрекнет: вон у жены начальника тыла какой бизнес! Кстати, с Марковой связана еще одна «автомобильная история». В ноябре 2007 года Бабенко принял ее на работу… водителем автохозяйства службы тыла. Представляете, гендиректора крупной богатой фирмы – водителем! Маркова была закреплена за служебным автомобилем Hundai NF, обслуживающим самого Бабенко. Но фактически не работала водителем ни дня, хотя зарплата ей шла исправно – «накапало» аж 120 тысяч рублей. Кроме того, опять же по команде Бабенко Маркову закрепили еще за одним автомобилем автохозяйства – новеньким Nissan Almera, который она без зазрения совести эксплуатировала в личных целях в регионе КМВ. И, разумеется, заправляла его за счет автохозяйства. Все это выявила проверка КРО ГУВД по СК.
- И каков результат?
- Ошеломляющий. Материалы были отправлены в краевую прокуратуру, но следователь отказал в возбуждении уголовного дела. Мне кажется, по надуманным мотивам, опросив лишь самого Бабенко и нескольких лояльных к нему людей. В связи с этим я 4 декабря отправил Генеральному прокурору России Ю. Чайке заявление с просьбой в порядке надзора провести проверку правильности отказа в возбуждении уголовного дела.
- Анатолий Витальевич, а что вы скажете по поводу некоего скандала в Буденновске: якобы там милиции пообещали новое здание. Люди в погонах вроде даже заплатили деньги, а потом им показали на дверь – мол, ошибочка вышла. Что случилось на самом деле?
- Действительно, скандальная история. В общих чертах картина такая: в начале 2008 года Бабенко, не имея соответствующих полномочий, перераспределил лимиты бюджетных обязательств в сумме 44,4 млн. рублей. А в феврале он заключил договор с коммерческой структурой «Ставропольдорбезопасность» на аренду здания, принадлежащего этой фирме. В нем планировалось разместить роту ДПС Буденновска, но в итоге они до сих пор ютятся в старых помещениях. Новоселье не состоялось, потому что, как выяснилось, здание для роты по ряду показателей просто не пригодно. Но деньги-то заплачены! Во исполнение бабенковского договора аренды, заключенного не на год, а на 20 лет(!), что категорически противоречит требованиям Бюджетного кодекса РФ, ФЭУ ГУВД по СК перечислило на счет фирмы «Ставропольдорбезопасность» 6,8 млн. рублей. Кстати, по моим сведениям, здание стоит меньше, чем заплачено за аренду, его проще было купить.
Результат: прошел год «воздушной» аренды – нанесен ущерб бюджету главка в 300 тысяч. Наступил новый год…
- А нельзя ли расторгнуть этот договор?
- Проблематично. Да и денежки уже заплачены – полностью, за 20 лет.
- Когда редакция получила по факсу послание от имени Бабенко, я пытался его разыскать. Сотовый – не отвечает, а в приемной ГУВД сказали, что не знают, где он. А вы не в курсе?
- Понятия не имею. Многие бы хотели его увидеть… Он с июля находится то в отпуске, то на больничном. Бабенко приказом министра внутренних дел РФ отстранен от прежней должности. Но пока не уволен – уголовное дело покажет… Приказом начальника ГУВД по СК он направлен в милицию общественной безопасности – без назначения на должность. Однако на работе не появляется. Возможно, снова болеет, что, впрочем, не мешает ему писать жалобы во всевозможные инстанции, в суды. Кстати, последним известным местом его лечения была Кумагорская больница, платное отделение. Бабенко устроился туда в ноябре вместе с начальницей ФЭУ Балакиревой, почему-то под видом безработных. Говорят, они стали требовать к себе особого отношения, льгот, угрожали персоналу. В итоге оба были выписаны из больницы за нарушение режима, а соответствующее представление главный врач больницы направил в ГУВД. Позорище…
- Интересный человек. В таких случаях принято спрашивать: кто за ним стоит? Как он попал в ГУВД?
- Бабенко пришел из внутренних войск, был замом по тылу в одной из бригад ВВ. Ему покровительствует, во всяком случае Бабенко это нередко сам заявлял, близкий родственник, начальник одного из управлений в Главкомате внутренних войск МВД России. В ГУВД по СК его рекомендовал Департамент тыла МВД РФ.
- То есть Бабенко не является протеже начальника ГУВД по СК Н. Гончарова?
- Никоим образом. Более того, генерал-лейтенант Н. Гончаров лично инициировал проверки службы тыла, когда стала поступать информация о «художествах» Бабенко и его подельников. А некоторая тревожная информация подтвердилась и по другим, серьезным каналам, в частности, связь Бабенко с одним известным криминальным авторитетом из Ростова-на-Дону. Представьте себе: заместитель начальника ГУВД по СК Бабенко принял на работу, на офицерскую должность инспектора, родную дочь авторитета, что является чрезвычайным происшествием, нарушением всех норм безопасности. Я, кстати, запомнил эту женщину: ей по команде Бабенко был предоставлен для проживания (!) служебный кабинет площадью 60 «квадратов» в здании ГУВД. Заметьте, простые офицеры годами стоят в очереди на ведомственное жилье, мыкаясь по съемным углам. А тут сразу такая щедрость! Кабинет чуть не сгорел из-за обогревателя, оставленного ею без присмотра. После пожара девицу перевели жить в благоустроенную служебную квартиру в административном здании автохозяйства, откуда она была принудительно выселена лишь в августе. Пользовался щедростью милиционеров и ее папа. Например, в документах автохозяйства ГУВД имеется акт выполненных работ и счет-фактура на 50 тысяч за ремонт на сервисе автомобиля Audi A6. В графе «заказчик» указана фамилия криминального авторитета, а в графе «плательщик» значится… автохозяйство. Есть и другие эпизоды. Вот и попробуйте догадаться, кто за кем стоит и кто кому должен…
12 января 2009 года