00:00, 6 января 2009 года

Рождество и верующий неверующий

В одном из московских институтов в конце 70-х годов у студентов стал вдруг пользоваться большой популярностью кабинет атеизма. В нем проводились семинарские занятия, и можно было свободно почитать Библию, Коран, Евангелие, Бхагаватгиту, и никто в твоем законном любопытстве не заподозрил тебя в уклонении от генерального курса марксизма-ленинизма. Особенно привлекала всех личность заведующего этим кабинетом. Он так увлеченно и талантливо живописал все религии мира, так грамотно объяснял смысл и историю веры, что студенты охотно переселялись в этот параллельный мир и бродили по его дорогам в отведенные расписанием часы. Говорили, что после таких занятий кто-то из них даже уверовал в Бога, хотя доподлинно это неизвестно, зато веротерпимыми стали действительно многие.

Однажды этот замечательный преподаватель не на шутку удивил своих учеников. Не знаю, как теперь, но в те давние времена еще была жива традиция, когда университетские преподаватели приглашали в гости своих студентов – знак особого расположения старших товарищей к младшим. И вот перед самым Рождеством, которое, конечно же, официально в стране не праздновалось, он пригласил молодых людей собраться в этот день под крышей его загородного дома.

- Как же это? – спросил самый смелый, - вы же атеист и вдруг отмечаете религиозный праздник?!

- Да, - ответил преподаватель, я действительно атеист, вот только, как вы заметили, не воинствующий. Скорее, я – неверующий верующий. Или нет, - улыбнулся он, - трудно это объяснить, но, пожалуй, все-таки наоборот: я – верующий неверующий.

На Рождество несколько студентов пришли к нему в гости. Был накрыт праздничный стол, но не меньшее удовольствие заключалось в «умных разговорах».

- Возьмем встречу Нового года, - говорил преподаватель. – Ее традиция восходит к древним римлянам. Этот праздник хорош тем, что он объединяет людей разной веры, национальности, все ждут и встречают его с радостью и особыми надеждами. Рождество же прекрасно тем, что весь мир - и верующие, и неверующие – могут в этот день зажечь в своих душах мысль о добре, воплощенную в высшем символе, – в образе Иисуса Христа. В жизни обязательно должен быть волнующий наше воображение такой прекрасный вечный образ…

Прошло много лет. Ушли в прошлое кабинеты атеизма, но не сам атеизм. Люди меняются медленно, но разве дело в том, кто из нас как называется? Важно, какой выбор совершает наша душа и чему в своей жизни служит. Иван Александрович – так звали этого преподавателя – говорил, что будь у него талант к религиозной вере, он, вероятно, давно бы стал человеком верующим. Но если такого дара в тебе нет, то будь хотя бы человеком культуры, истоки которой находятся в религии и ее бессмертных легендах и мифах…

… Когда они пришли в Вифлеем, для них не оказалось мест в гостинице, а Марии пришло время рожать. Иосиф с Марией остановились на ночь в пещере, в которую на зиму сгоняли скот. «И родила Сына Своего первенца и спеленала Его, и положила Его в ясли», - читаем в Евангелии. Первой кроваткой Младенца были выдолбленные в диком камне ясли для скота, постелью – сено, а первым жилищем – пещера, куда пастухи в непогоду загоняли коз. Мы видим, что Бог выбрал не дворец, а простое место, где должен был родиться Иисус Христос…

«Не дворец, а пещера»
Газета «Ставропольская правда»
6 января 2009 года