Зимние грибы
Зимний лес, по словам нашего провожатого, полон и других неожиданных чудес, он попросил соблюдать некоторую осторожность, показывая на свежие волчьи следы на дороге и у кормушек... Конечно, ехали мы сюда с лесничим Левокумского лесничества Ольгой Корякиной в надежде увидеть сохатого, а не волка, но, к сожалению, на нашей тропе он так и не появился: по словам Петра Ярового, оленья семья буквально на днях перебралась на соседнюю дачу заказника, но егерь и здесь всегда держит кормушки полными. И не только в ожидании благородной семейки. «Столоваться» приходят и другие звери, прилетают самые различные птицы: фазаны, куропатки, дятлы, которые тоже привыкли к человеческой заботе.
Говорят, в этом лесу обитает гигантский слепыш из семейства кротовых, есть зайцы, лисы, на деревьях прямо в птичьих гнездах живут белки. Недавно появилась куница. Все, как в самом настоящем лесу! Но обычным его не назовешь: вырастить на открытых сыпучих песках великолепный сосновый бор - настоящее чудо, и оно имеет вполне реальное название - госзаказник «Дюна» Ачикулакской научно-исследовательской лесной опытной станции (НИЛОС), который вот уже год имеет статус государственного и вошел в состав Левокумского лесничества.
За более чем полувековую историю лесной опытной станции, единственного на Северном Кавказе лесомелиоративного научного учреждения, был создан уникальный агролесоландшафт, занимающий более 10 тысяч гектаров ранее песчаной барханной территории. Здесь есть не только лесной питомник, но и целые плантации унаби и миндаля, фруктовых деревьев (белки особенно любят абрикосы), за последние десять лет проведены исследования двадцати видов многолетних кормовых и лекарственных растений.
- Первые насаждения сосны крымской были заложены тридцать лет назад, - говорит лесник Гаштай Багандалиев, - а сейчас это уникальный уголок природы: не только животные, но и большинство растений занесено в Красную книгу.
Егерь и лесник каждый день обходят свои владения: перед Новым годом всяк норовит сосенкой на праздник запастись. О непомерных штрафах за вредительство объявили через районную газету, территория заказника оканавлена, но кого-то и это препятствие не останавливает. Чабаны, например, нередко загоняют сюда пастись скот. Поэтому друзьям, бдительно охраняющим заповедные места, ежедневно приходится проходить пешком не менее 20 километров, есть у них служебный уазик. Но чтобы по-настоящему насладиться природой, нужно долго бродить по лесу - оба утверждают, что от этого получают невероятный заряд бодрости и другой, более интересной жизни для себя не представляют...
Гаштай Багандалиев родом из Дагестана, в свое время закончил сельхозинститут, много лет проработал в одном из хозяйств Нефтекумского района зоотехником, там же познакомился с Петром Яровым. Они и не подозревали, что жизнь обоих выведет на одну и ту же лесную тропу. Хотя Петр — заядлый охотник, давно возглавляет районное общество охотников, а Гаштай после службы в Прибалтике, где впервые увидел тридцатиметровые сосны, решил, что когда-нибудь обязательно станет лесником.
Мечта сбылась после развала животноводства, он ушел из хозяйства и занялся торговым бизнесом — совершал рейсы из Москвы в Новосибирск. Когда понял, что инфляция «съела» весь заработок, вернулся домой. Директор Ачикулакской НИЛОС тогда по-дружески предложил ему место лесника, и вот уже более двенадцати лет вместе с женой он живет в домике на кордоне, охраняет свой участок. Настолько предан работе, что чуть ли не каждому дереву готов поклониться, так что сосновую «лапу» к празднику попросить у него было бы стыдно.
- Для меня проще пойти купить елочку, чем нарушать вот эту гармонию, - предупредительно заметил он, восхищенно оглядывая сосенки. - Посмотрите, какие они необыкновенные!
А ведь было время, когда к Новому году сюда устраивалось настоящее паломничество — выписать сосну могла любая из организаций, рубить их приходилось для детских садов, друзей и знакомых. Машины ехали одна за другой... Теперь для отказа, чему особенно рад Гаштай, есть вполне законные основания. В государственном заказнике каждая травинка на учете. Да и каждый зверь тоже, особенно если речь идет о волках.
- После военных действий в Чечне их особенно много здесь развелось. Одно время даже на скот нападать начали, - говорит Петр Яровой со знанием дела. - В этом году по краю была объявлена целая акция по отстрелу хищника. Только на территории нашего района уничтожили более 50 особей. Вот и сегодня утром свежие следы обнаружил, - напомнил он, - хищник, видимо, планировал с утра полакомиться зайчатиной и в надежде на легкую добычу кружился у кормушек...
Оказаться на пути у зверя нам не хотелось, даже несмотря на надежное сопровождение (с ружьем егерь здесь не расстается), и, насладившись красотами зимнего леса, мы поспешили к машине. Кто думал, что самое удивительное еще впереди? Когда уазик поравнялся с лесопосадками акации, водитель резко притормозил. Лесник предложил следовать за ним. Под первым же пеньком мы неожиданно обнаружили целую семейку опят, под следующим - еще одну... На фоне серой листвы, припорошенной снегом, они «горели» яркими маленькими кострами. Про голодного волка мы тут же забыли, да и время уже не имело значения. Домой мы возвращались без елочки, но с большим пакетом грибов.
Волшебным, видимо, был тот лес, а иначе как объяснить, что зимой там грибы растут?!