Аварийность на дорогах Ставрополья обсуждали на брифинге
Как отметил заместитель начальника краевой госавтоинспекции Владимир Гербер, за 11 месяцев на Ставрополье зарегистрировано 2558 ДТП, что на 266 автоаварий меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Уменьшилось и количество жертв автокатастроф: 424 погибших против прошлогодних 542. Ранены 3359 и 3644 человека соответственно. Таких показателей, по мнению стражей дорог, удалось добиться прежде всего за счет ужесточения контроля за выявлением грубых нарушений ПДД.
Но, по большому счету. радоваться нечему — следуя элементарной арифметике, оказывается, что ежедневно на Ставрополье в автокатастрофе гибнет один и получают увечья 10 человек. И эти «убытки» не измерить ни в каком денежном эквиваленте. Тем не менее создается впечатление, что единственными борцами с дорожными катастрофами остаются госавтоинспекторы. Участники же дорожного движения никак до конца не могут осознать свою ответственность за то, что происходит на трассах и улицах. С начала года стражами дорог выявлено 799 416 нарушений ПДД, из них львиная доля - 619 тысяч - допущена водителями, и значительно меньше - 174 -пешеходами. Из транспортного потока было «извлечено» более 13 с половиной тысяч нетрезвых водителей.
Человеческий фактор, безусловно, играет существенную роль в происходящих на дорогах автоавариях. Но, к сожалению, зачастую к нему присоединяется и фактор дорожный — проезжие части в крае, увы, далеки от совершенства. Ямы и колдобины, отсутствие освещения и дорожной разметки, неудачная организация транспортных потоков — явление привычное…
- Число ДТП, раненых и погибших на Ставрополье могло быть меньше, - уверен Владимир Гербер, - если бы в полном объеме выполнялись требования статьи 72 Конституции РФ, Федерального закона о безопасности дорожного движения, согласно которому бороться с аварийностью на дорогах должны не только люди в погонах, но и все заинтересованные министерства и ведомства: органы исполнительной власти, транспортные, дорожные организации и т. д. А у нас на Ставрополье, к сожалению, в борьбе с ДТП отмечается явная пассивность администраций городов и районов. К примеру, в настоящее время в крае разработано 1146 проектов и схем организации дорожного движения, а еще необходимо 1633. И как можно говорить о плановой градостроительной политике, если госавтоинспекции зачастую приходится только догадываться, где и в каком количестве нужно будет установить дорожные знаки, ограждения, потому что нам даже не сообщают, для скольких транспортных средств на той или иной улице определены парковочные места.
Как было отмечено, в 20 городах и районах края даже не приняты местные программы по обеспечению безопасности дорожного движения, а работа комиссий по БДД проводится для галочки, без надлежащего эффекта. Несомненно, болезненной точкой является краевой центр. Полумиллионный город буквально задыхается в автомобильных пробках на узких, не оборудованных парковками улицах. А отсутствие в достаточном количестве специальных пешеходных переходов (а их, по расчетам ГИБДД, в городе нужно не менее полутора десятка) делает жизнь тех, кто передвигается «на своих двоих», настоящей игрой на выживание. В свое время госавтоинспекторы сетовали на то, что прежняя горадминистрация оставалась глуха ко всем благим начинаниям и предложениям стражей дорог. Под предлогом отсутствия денег в казне так и не были построены ни один надземный пешеходный переход, ни одна многоуровневая парковка. И в то же время активно проводились бессмысленные «телодвижения» - например, регулярная замена бордюров на улице Мира. С приходом новой команды «отцов города» появилась робкая надежда на то, что ситуация с аварийностью в краевом центре улучшится. Например, горадминистрация дала согласие на приобретение алкотестеров для оснащения экипажей ДПС, приборов фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Но меня, как жителя города, волнуют и другие вопросы. К примеру, во время встречи журналистов и сотрудников ГИБДД и горадминистрации в пресс-клубе «СП» в октябре этого года представителем комитета городского хозяйства было обещано, что к концу 2008 года на самых оживленных улицах Ставрополя заработает автоматизированная система управления движением транспорта (АСУ). Будет создан диспетчерский центр, который станет управлять работой светофорных объектов, проще говоря, улицы будут настраиваться на так называемые «зеленые» волны, чтобы водители могли ехать, не застревая на каждом светофоре. И вот уже год подходит к концу, а внедрение АСУ все еще в стадии разработки и рассмотрения. И сколько может длиться эта стадия, одному богу известно. Та же песня с предложениями о возведении надземных пешеходных переходов.
А о том, как своевольничают некоторые главы муниципальных образований, рассказал заместитель начальника отдела дорожной инспекции и организации движения УГИБДД ГУВД по СК Сергей Харитонов. Всем ставропольцам знаком тот оползневый участок дороги, где «сходятся» Верхняя и Нижняя Татарка. Некоторое время назад он был признан опасным и закрыт для проезда. Но как только автодорогу передали в муниципальную собственность татарскому сельсовету, его глава открыл ползущую трассу для движения. Справедливости ради отметим, что какая-то реконструкция на нем велась, но стала ли дорога после этого безопасной — вопрос весьма спорный. Ведь даже проектная документация на проведение работ не составлялась.
Госавтоинспекция выдала главе предписание об устранении нарушений. Но сельская администрация никак не отреагировала. Не заставило ее подчиниться закону и решение Шпаковского райсуда, признавшего сельсовет виновным в административном нарушении и оштрафовавшего его на 10 тысяч рублей, - подозрительную трассу никто и не думал закрывать.
12 декабря 2008 года