Жить, чтоб не прятать глаза
В самом начале нашей беседы подполковник Морин обмолвился, что службу в Госавтоинспекции считает самой нужной - во имя человека и государства. И, я думаю, сказал он это не ради красного словца, а вполне искренне. Потому как Владимир Васильевич старается следовать принципу: «Жить, чтобы глаза от людей в пол не прятать».
Сейчас трудно представить, но когда-то юный Володя Морин и не подозревал о различиях между сотрудниками ГАИ и другими милицейскими службами: уголовным розыском, участковыми и т. д. Для него любой человек в форме был просто «товарищ милиционер».
- Выбор профессии определил случай, - рассказывает В. Морин. - По рекомендации комсомольской организации меня пригласили работать в органы внутренних дел. И когда я пришел на собеседование, случился конфуз. Вместе еще с одним таким же кандидатом мы стояли в коридоре после собеседования в отделе кадров. И разговорились. Он спрашивает:
- Тебя куда направляют?
- В милицию, а тебя куда?
- Меня — в ГАИ.
- А что это такое, ГАИ?
- Ну, Госавтоинспекция — работать буду с водителями, машинами.
Я тогда бегом назад в кадры — дескать, не хочу в милицию, направьте меня в ГАИ: водить машины умею, все, что с транспортом связано, люблю страшно. Ну а мне отвечают, что, мол, капризничать дома будешь. А работать — там, где партия определила.
Несколько лет отслужил Владимир Морин «простым милиционером» в дежурной части, потом в автохозяйстве горотдела милиции в Ставрополе, прежде чем сбылась его мечта и его перевели на службу в Госавтоинспекцию инспектором дорожного надзора в отдельный дивизион ГАИ УВД СК.
Взаимоотношения между работниками ГАИ и водителями складываются, как правило, непросто. Но психологическое состояние и поведение водителя зависят в первую очередь от работника ГАИ. Поэтому инспектор обязан обладать педагогическим тактом, хорошо разбираться в людских характерах. Владимир Васильевич за годы службы в ГАИ этими качествами овладел полностью. Он твердо держался правила: госавтоинспектор – прежде всего воспитатель. А водители - люди бывалые, они все подметят: как знаешь технику, правила движения, законы, как одет, каким тоном разговариваешь, объективно поступаешь или нет.
Это качество — умение быть одновременно и строгим, и справедливым – заметило руководство Госавтоинспекции края, и в 1991 году Владимир Морин был назначен начальником отделения ГАИ Грачевского районного отдела внутренних дел.
- Когда пришел в отдел, у меня было всего семь человек личного состава, одна машина и один мотоцикл, - вспоминает Морин. - Не было ни одной рации. Но огромную помощь нашим молодым подразделениям всегда оказывало руководство Госавтоинспекции края.
Со временем отделение росло, оснащалось, набирало авторитет и опыт. Владимир Васильевич был его бессменным руководителем 14 лет. И вот что примечательно: не было случая, чтобы хоть один из водителей проявил недовольство действиями Владимира Морина.
- Помню, когда мне предложили должность начальника ОГАИ, - говорит Морин, - состоялся у меня разговор с моим батей. И он мне сказал: «Сынок, всегда помни, что шофер — прежде всего человек. Такой же, как ты: со своими проблемами, заботами, радостями. Относись к людям соответственно». И эту отцовскую заповедь я пронес через всю жизнь. Но и требовал, чтобы человек за рулем был таким же, как мой отец: дисциплинированным, ответственным, отдающим себе отчет в своих поступках.
И впрямь Морин никогда не рубил сплеча, решая судьбу того или иного проштрафившегося шофера. Ведь как бывает, говорит он, один «летел» на машине, потому что спасал чью-то жизнь, вез умирающего в больницу или роженицу в роддом, а другой — потому что просто безголовый лихач. Ну разве можно к ним с одинаковой меркой подходить? Первого я всегда прощал, второго — наказывал по полной.
- Помню, как-то случай был, - рассказывает Морин. - На юбилей службы ГАИ мы с руководством района собрали всех лучших водителей района и благодарили за хорошую работу и безаварийную езду: дарили подарки, устроили концерт, ведь и водители — участники нашего праздника. Ну а я от себя пообещал им, что как начальник ГАИ готов простить им одно нарушение правил, коли в будущем они его совершат. Прошло лет пять, приходит ко мне посетитель: здрасьте, мол, Владимир Васильевич. Помните, я один из тех, кому вы одно прощение обещали. Так вот я ваш «один раз» берег как зеницу ока. Да так и не пришлось воспользоваться. А сейчас я уже на пенсии, за рулем не езжу. И у меня к вам просьба: сын мой тут чуть нашкодил на дороге. Так можно мой «один раз» ему отдать? Честно говоря, у меня тогда даже слезы навернулись. Понимаете, человек мой «один раз» берег как самое дорогое, а пришел с просьбой только в самую трудную минуту. И скажу, что я свое обещание выполнил.
За годы работы на селе, по словам Владимира Морина, многое бывало. Но доверие, уважение людей, с которыми его сводила судьба, для него главный итог работы. Да еще спокойствие на дорогах. А не разнообразные показатели. Задерживал преступников? Да, конечно, задерживал. Нарушителей наказывал? Естественно. Запрещенные грузы изымал? Безусловно.
Есть у Владимира Васильевича одна страсть — футбол. В крае подполковника Морина многие знают не только как заядлого болельщика, но и знатного игрока. Его наглаженная форма и бутсы всегда ждут своего хозяина, жаль только, что случай поиграть выдается все реже и реже. Но порой подполковник милиции выкраивает несколько часов в своем сумасшедшем графике и выходит на поле. Вместе со своими «пацанами», которым уже хорошо под пятьдесят, а то и больше.
- Футбол позволяет нам чувствовать себя молодыми, - говорит Владимир Васильевич. - Пока мы можем играть, пока есть порох в пороховницах, значит, и работать можем, и списывать в архив нас рано. И пока я могу сказать: «Пацаны, пойдемте мяч погоняем», значит, жизнь продолжается!