Новые системы оплаты труда. Готов ли Ставропольский край?
Сегодня всех работников образования и Советского района, и всего Ставропольского края, равно как и работников культуры, здравоохранения, волнует один вопрос: что нам ждать от НСОТ – новых систем оплаты труда? Необходимость их введения во всех отраслях обсуждалась в течение нескольких лет, а целесообразность чиновники соответствующих ведомств объясняли тем, что это единственный способ повышения качества предоставляемых услуг, в том числе образовательных. Первоначально эту задачу собирались решать путем существенного увеличения заработка бюджетников. Причем 30 процентов роста зарплаты должны составлять стимулирующие выплаты за высокое качество работы.
К июлю 2008 года правительство РФ должно было разработать базовые оклады и ставки для всех категорий работников бюджетных отраслей. Затем было принято решение переложить эту обязанность на субъекты РФ, при этом заявлено о необходимости обязательного введения НСОТ с 2009 года.
Время показало, что новые системы оплаты труда эффективно заработали лишь в тех регионах страны, где их введение (на правах эксперимента) сопровождалось существенным, в разы, увеличением финансирования отрасли. Краевой комитет профсоюза работников образования внимательно изучил все плюсы и минусы этого опыта. Совместно со специалистами краевого минобраза еще в прошлом году был разработан проект новой системы оплаты труда, который прошел экспертизы и получил одобрение в ЦК профсоюза. Он требовал существенного увеличения расходов. Планировалось предварительно провести эксперимент в Железноводске и Апанасенковском районе, но денег на это в бюджете края не нашлось.
20 августа 2008 года правительство края издало постановление «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Ставропольского края». 3 октября краевой комитет профсоюза получает из министерства образования СК для согласования Примерное положение по оплате труда работников образовательных учреждений Ставропольского края. Рабочая группа, членом которой я являюсь, тщательно его проработала. Все в нем хорошо – и разделение учреждений на группы по оплате труда руководителей в зависимости от показателей работы учреждения, и предлагаемое деление на квалификационные группы по сложности работы, и то, что при установлении окладов учитывается уровень образования, квалификация работника, предлагаются надбавки за стаж работы и стимулирующие выплаты. Больше всего понравились нам сами предлагаемые оклады. Вот пример. Сегодня оклад воспитателя детского сада составляет не более 3589 руб., а предлагается не менее 5720 руб., ставка учителя 1 квалификационной категории 4191 рубль, а предлагается 6625 руб. Одна беда – не нужно быть экономистом, чтобы понять: запланированного в бюджете края на 2009 год увеличения фонда оплаты труда на 30 процентов на такие оклады и ставки не хватит! Необходимо увеличить его не менее чем на 60 процентов. И это при условии, что средства на повышение МРОТ будут предоставлены дополнительно.
Несмотря на это, министерство образования обязывает в сжатые сроки провести мероприятия по переходу на новую систему оплаты труда. В то же время министерство финансов пока лишь только проводит семинары для руководителей финансовых служб отраслевых министерств и начальников финуправлений администраций муниципальных районов и городских округов. Должна быть проделана огромная работа на уровне органов муниципальной власти, управлений образования, образовательных учреждений по принятию нормативных актов и проведению необходимых расчетов. Трудовой кодекс обязывает работодателя предупредить работников за два месяца об изменении условий трудового договора. То есть уже сейчас все работники бюджетной сферы должны быть уведомлены о конкретном размере своих новых ставок, окладов и доплат.
Несколько дней руководители образовательных учреждений просчитывали, на сколько же реально они смогут повысить заработную плату своим работникам. Вывод неутешительный. Почти все средства уйдут на повышение до 4330 руб. заработной платы всем, у кого она ниже обязательного МРОТ. В образовательных учреждениях это не только техслужащие, но и педагоги, получающие зарплату с 7-го по 12 разряд. Таким образом, зарплата квалифицированного воспитателя и учителя сравняется с зарплатой няни или сторожа…
Так куда же мы гоним лошадей?!
В сложившейся ситуации вижу два выхода. Первый. Правительство Ставропольского края должно найти в себе смелость и прямо заявить о неготовности перехода к НСОТ в связи с отсутствием необходимых средств. Путь второй. Если мы все же хотим перейти на НСОТ в установленные сроки, необходимо запланировать в бюджете 2009 года отдельно средства на повышение МРОТ плюс – отдельной строкой – на введение новых систем оплаты труда.
Сейчас мы успокаиваем людей – хуже не будет. Но если мы сегодня не повысим существенно зарплату в отрасли, завтра реальная инфляция и непредсказуемый рост цен на коммунальные услуги приведут к понижению уровня жизни…
Светлана ЧАДОВА. Председатель Советской районной организации профсоюза работников образования.
1 ноября 2008 года