Валерия Газарян о Всероссийском конкурсе «Учитель года-2008»
Валерия Сергеевна вернулась домой без призов. На мой вопрос, соскучилась ли за две недели отсутствия по своей школе № 12 и ученикам, ответила утвердительно, однако добавила, что возвращаться после побед в городском и краевом турах, на волне успеха, было легче, чем сейчас.
Главным ее впечатлением оказалась масштабность Всероссийского конкурса. 74 лучших педагога России, разнообразие часовых поясов, педагогических школ, темпераментов… Для себя она сразу выделила сибиряков с их научным подходом к преподаванию, идущим от Новосибирска, его знаменитого Академгородка, и группу из ЮФО, в которую входила и сама. У южан превалировал подход эмоциональный, художественный. Может быть, настроенность на обязательный эмоциональный отклик и подвела ее во время конкурсного урока в санкт-петербургской гимназии № 56. Дети с прекрасным знанием английского и образцовым произношением почему-то были пассивны, ответный интерес она почувствовала лишь у троих-четверых и не то, чтобы сникла, но какой-то момент растерянности пережила.
Мне понравилось, что Валерия говорила об этом откровенно, анализируя собственные чувства и поступки, не упрекая, как это случается, жюри в необъективности или организаторов мероприятия в каком-нибудь грехе. Она явно извлекла из участия в конкурсе позитивные уроки, а значит, и возможность профессионального роста.
Позитивом в том, что она не участвовала в заключительном состязании, была открывшаяся возможность посещать мастер-классы коллег, вошедших в число пятнадцати финалистов. Очень интересно, увидела она, работают преподаватели химии, биологии, информатики, есть чему поучиться. Еще одно впечатление: когда имена 15 финалистов были оглашены, остальные 59 участников пережили не только разочарование, но и чувство освобождения от волнений, ночного сидения перед ноутбуками, разъединяющего духа соперничества. И начали просто общаться – в автобусе, столовой, гостинице...
Я спросила Валерию, как она работает с детьми, у которых есть страх перед иностранным языком. Известно ведь, что успешному изучению языков часто мешает именно психологический барьер. Она задумалась и ответила, что вообще-то в ее практике таких детей было немного. Лучшее, что можно для них сделать, - это не давить, не заставлять говорить, вовлекая в обучение через игру. Ждать, когда они сами вступят на уроке в разговор. На мой взгляд, такой ответ свидетельствует о том, что профессию педагога Валерия Газарян выбрала правильно.
Впрочем, как это порой бывает, в школу она попала почти случайно. После окончания университета решила стать соискателем кандидатской степени, и научный руководитель посоветовала: иди в учителя - полдня работаешь, во второй половине пишешь диссертацию. На практике это оказалось совсем не так. Тетради, подготовка к урокам, классное руководство… Диссертацию пришлось писать по ночам. После успешной защиты Валерия из школы уже не ушла. Затянуло – не оторвать.
Я от души желаю Валерии Сергеевне поймать птицу удачи, пусть это и не Хрустальный пеликан – гран-при конкурса «Учитель года России». У нее все еще впереди.
Однако хочется все же, чтобы хрустальная диковинка залетела на Ставрополье. Знаю, что конкурсантов к поездке «на Россию» у нас в крае готовят серьезно, трудов вкладывают много. Кроме методистов отделов образования, министерских структур, с учителями во время подготовительных семинаров работают известные ученые, университетская профессура. Может быть, именно кто-то из ученых должен видеть своими глазами Всероссийский тур, чтобы сравнивать, анализировать, подсказать тем же методистам, чего же недостает нашим конкурсантам...
4 октября 2008 года