В устав Союза журналистов России внесены изменения
Пост генсека – по предложению председателя Союза журналистов Ставрополья, тогдашнего редактора «Ставропольской правды, а ныне заместителя председателя ПСК Василия Балдицына - был упразднен. Это и другие изменения в устав было решено обсудить и утвердить на внеочередном, IX съезде, который и прошел на днях в Дагомысе.
Почти пять месяцев работала комиссия по внесению изменений в устав. Вроде бы скучная и нудная работа привлекла внимание многих журналистов России. На этом обстоятельстве акцентировал внимание председатель СЖР Всеволод Богданов. Предложения исчислялись не десятками, а многими сотнями. Причем касались они всех аспектов деятельности союза и были порой диаметрально противоположными. Все же комиссии удалось найти некую золотую середину, которая и была предложена делегатам съезда. Кстати сказать, он проходил в открытом режиме, и ажиотаж был таков, что коллегам-неделегатам пришлось обеспечивать себя стульями.
Секретарь СЖР Михаил Федотов, который представлял съезду новую редакцию устава, подчеркнул, что изменения носят и принципиальный, и организационный, и формальный характер. Не факт, что после регистрации устава удастся все их сохранить в первозданном виде – минюст, как известно, на все имеет свою точку зрения. И все-таки мы заявили о том, что Союз журналистов России – продолжатель (не правопреемник) Союза журналистов СССР. Разницу в юридических терминах вряд ли стоит толковать на страницах газеты. (Даже для делегатов съезда это было несколько неожиданно. Разобрались благодаря помощи секретаря СЖР Героя России Юрия Батурина, который, кстати сказать, юристом оказался отменным). Проще говоря, мы – наконец-то – официально сказали о том, что СЖР не лаптем сделан и больше не намерен мириться с тем, что в 1991 году у нас отобрали все – имущество, заработанные деньги и даже историю. И в перспективе не только надеемся, но и будем бороться за восстановление справедливости. Речь идет, в частности, о полиграфическо-издательских комплексах, которые в перестроечной горячке посчитали имуществом КПСС, но лишили его не партию, а газеты и журналы, на деньги и доходы которых – а отнюдь не на партвзносы - они строились. Нынче же за аренду кабинетов в них бывшие «органы» обкомов и крайкомов платят бешеные деньги. В принципе все понимают, что имущества назад не дождаться, но своя заявленная позиция – и это уже много.
Большое приобретение и в человеческом плане: граждане Российской Федерации, сказано в уставе, ранее состоявшие в Союзе журналистов СССР, автоматически признаются членами СЖР.
Еще революция. По уставу, мы теперь - люди и организации – чистые в идеологическом, политическом и конфессиональном плане. А журналисты, работающие в органах власти регионов и муниципалитетов, должны разделять свои профессиональные обязанности как госчиновники.
Смешная история, по словам М. Федотова, произошла при внесении поправок в главу «Цели и задачи СЖР». При обсуждении выяснилось, что большинство поправок касалось не новых, а старых положений действующего устава. Уже на съезде бурно дискутировалась тема взаимодействия с профсоюзами. Она обсуждалась и на Федеративном совете, прошедшем накануне съезда. Понятно, что Союз журналистов медленно дрейфует в сторону превращения в профсоюз, что очевидно необходимо, но пока недостижимо. Сегодня отношения с действующими организациями защиты сотрудников СМИ достаточно неоднозначны. Тем не менее решили их множить и развивать.
Так же бурно обсуждался вопрос о взносах: перечислять часть из них из регионов в СЖР или по-прежнему оставлять себе. Убеждена (и была среди тех, кто отстаивал первую точку зрения) в том, что структурные подразделения – а именно так теперь по уставу называются региональные организации – делиться с Москвой должны. Такая система позволяет сделать работу с членскими взносами более прозрачной, понятной и структурированной.
Вот, пожалуй, и все принципиальные новшества. По большому счету, можно оценить их так: журналистское сообщество России разобралось, кто и что должен конкретно делать. А это значит, что мы все стали ближе к своей цели: корпорации пишущего, снимающего и вещающего народа.
30 сентября 2008 года