Александр Мизин: Проблем больше, чем достижений
- Александр Иванович, что подтолкнуло вас принять не очень выгодное для карьерного роста предложение? Все-таки замом министра работали. Захотелось самостоятельности?
- Речь не о карьере: в Шпаковском районе прожил более тридцати лет. Можно сказать, считаю себя почти уроженцем здешних благодатных мест. Знаю людей, знаю проблемы, с которыми они ежедневно сталкиваются. Хотя район по ряду показателей не раз входил в число краевых лидеров, «узких» мест предостаточно.
Взять ту же демографическую ситуацию. Тенденция к улучшению имеется. Но разве будут молодые папы и мамы заводить по двое-трое детей, если детские дошкольные учреждения переполнены, а 1500 малышей «стоят в очереди»? Оставляет желать лучшего и детское медицинское обслуживание: о строительстве специализированной поликлиники для ребятни речь начали вести еще в прошлом веке, но средств так и не нашли. Дело сдвинулось с мертвой точки только после недавнего визита губернатора В. Гаевского, который твердо пообещал, что это учреждение будем строить.
А взять культуру и физкультуру. Нас призывают растить здоровое, физически подготовленное молодое поколение. Но по обеспеченности спортивными сооружениями район занимает 23-е (едва ли не последнее) место в крае…
- Получается, проблем больше, чем достижений?
- Выходит, так. Хотя и заслуг не буду преуменьшать: в этом году работниками сельского хозяйства собран рекордный урожай, зарплаты хлеборобов поднялись, большинство сельхозпредприятий за арендуемые земельные паи выплатили их владельцам солидное вознаграждение (по две-три тонны зерна). Но есть и такие хозяйства, где такие «выплаты» достигают всего трехсот килограммов. Кабала, да и только.
А вообще, по уровню жизни населения Шпаковский район уступает среднекраевым показателям. У нас и доходы ниже и занятость невысока, особенно в Татарском, Цимлянском и Темнолесском сельсоветах. Инвесторы не склонны привлекать местные трудовые ресурсы на создаваемые ими рабочие места, чаще всего зовут «варягов». Принцип один: получить сиюминутную прибыль. А там хоть трава не расти…
- Кстати, о траве: на некоторых ранее очень плодородных полях района она вымахала больше человеческого роста. И никому до этого нет дела…
- Вы о федеральных землях? Имеется такой грех. Некоторые арендаторы за символическую плату взяли поля, принадлежащие федеральным учреждениям. И успокоились. Чего-то выжидают, землю не обрабатывают. Знают, что в течение трех лет их никто не потревожит. А за это время вырастают такие сорняки, что их потом никакими гербицидами не выведешь. Вот мы и решили инициировать на краевом и федеральном уровнях принятие документа о том, чтобы с такими нерадивыми арендаторами договоры разрывались раньше срока, чтобы инвесторы заботились не только о будущих прибылях, но и о нынешней социальной, бытовой сферах села.
- В том числе и об утилизации твердых бытовых отходов?
- Да, в том числе и об этом: неорганизованные, нигде не зарегистрированные свалки стали в последнее время бичом всего района. Ни бюджеты сельских муниципальных образований, ни бюджет района в одиночку эту проблему не потянут. Нужна помощь края, нужно привлекать инвесторов, которые смогут развернуть у нас свой бизнес. Безотходного производства не бывает. Так что работать по утилизации отходов следует вместе. И строить для этого не примитивные полигоны, а хотя бы (на первый случай) один современный мини-завод с замкнутым циклом…
- Александр Иванович, во время встречи с губернатором вы озвучили еще целый ряд стоящих перед районом проблем. В том числе несовершенство транспортного обслуживания населения, недостатки в реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России», нехватка участков под индивидуальное строительство. Как думаете выходить из этого кризиса?
- Главной недоработкой считаю отсутствие критериев оценки деятельности муниципальной власти. У каждого чиновника должен быть четко очерченный круг обязанностей: «от» и «до». С одного надо спрашивать только за «коммуналку», с другого – за сельское хозяйство… А то получается, что человек отвечает за все и ни за что конкретно.
Пример? Пожалуйста: звоню главе сельсовета по поводу крайней замусоренности станицы. Он отвечает: мол, я на уборке урожая занят. За уборку без тебя ответчики найдутся, которые прибыль с этого получают, ты вопросами, которые жителей волнуют, займись – они тебя выбирали…
У нас ведь и сельские сходы проходят от случая к случаю, и предвыборные обещания свои многие главы и депутаты очень скоро «забывают». Особенно если их на второй или третий срок избрали. А будет человек знать, за что конкретно и когда с него спросят, он ведь по-другому и работать будет. Особенно, если зарплата будет соответствовать затраченным усилиям…
- О долгосрочных планах говорить не будем?
- Пока нет. Дайте навести порядок в системе управления районом. Еще раз подчеркну: каждый должен знать, чем он обязан заниматься и за что отвечает. Тогда и запланированную хладобойню построим, и дороги отремонтируем, и на рынках порядок наведем, куда простому селянину вход без перекупщиков пока почти воспрещен, и малому и среднему бизнесу дорогу откроем.
Шпаковский район