Час пик
Сегодня (по действующему с 2003 года положению – Л.П.) абитуриент имеет право подавать в приемную комиссию вуза либо оригинал, либо нотариально заверенную копию «документа государственного образца об образовании» - то есть школьного аттестата. Делается это, чтобы ребята при желании могли попробовать себя в двух-трех вузах одновременно. Но! Принят на бюджетное место будущий студент может быть только в одно высшее учебное заведение. И, кроме необходимого проходного балла (по результатам сдачи ЕГЭ), для зачисления на первый курс нужно до заранее оговоренного срока – его в каждом субъекте устанавливает региональная государственная экзаменационная комиссия – представить в приемную комиссию оригинал аттестата. Катя оригинал оставила в столичном университете, куда проходного балла «на бюджет» не набрала. А в Белгородском вузе, где по результатам ЕГЭ она проходила, лежала, увы, копия. Бросок из Москвы в Белгород успехом не увенчался: там «час «Ч» уже наступил, абитуриенты, не успевшие заменить копию аттестата на оригинал, право на зачисление потеряли.
Я своей юной попутчице посочувствовала. Хорошо, конечно, что у нынешних абитуриентов есть гораздо большая свобода выбора учебного заведения, чем была у их родителей. Но любой выбор – всегда риск, можно промахнуться…
Катя, впрочем, оказалась не единственной пострадавшей в ситуации «копия – оригинал», с чьей историей довелось познакомиться. К нам в редакцию с жалобой обратился житель Ставрополя. Его племянница Д. из Кабардино-Балкарии поступала в один из государственных вузов краевого центра на бюджетное место. В приемной комиссии оставила копию аттестата. Проходной балл по результатам сдачи ЕГЭ набрала – но к сроку, который краевая ГЭК определила не позднее 2 августа, оригинала документа об образовании не представила. Дядя девушки, обратившийся в «Ставропольскую правду», сообщил, что принес оригинал аттестата в приемную комиссию 4 августа. Документ у него не приняли, абитуриентка Д. в вуз зачислена не была. Посетитель предъявил в редакции справку о болезни племянницы: с 1.08 по 4.08.2008 г. у нее была фолликулярная ангина, что, по словам родственника, стало причиной того, что аттестат привезли в Ставрополь с опозданием. Опять же, по его словам, вуз не принял справку в расчет. Понятно, что девушка и все ее родные восприняли ситуацию драматически.
Мы направили соответствующий запрос в высшее учебное заведение, куда поступала абитуриентка. Ответ за подписью ректора гласил, что Д. действительно представила искомый оригинал через родственника 4.08. Но еще 2.08, в соответствии с решением краевой ГЭК, после 17 часов прием документов был прекращен. Личные дела абитуриентов, в которых находились копии аттестатов и дипломов, «были исключены из рассмотрения и участия в конкурсе». К ответу на наш запрос была приложена копия заявления Д., где против слов: «С датой предоставления оригинала документа об образовании ознакомлена» стоит ее подпись. Что касается болезни абитуриентки, то, утверждают в вузе, «о болезни приемная комиссия узнала лишь 14 августа 2008 года из заявления Д., однако документального подтверждения этого факта… не было представлено».
В телефонном разговоре со мной председатель приемной комиссии заметил, что еще 15 июля в личных делах половины поступавших лежали оригиналы документов об образовании – а когда подают копию, считает он, возможно, поступают и в другие учебные заведения. «Опоздавшие» есть каждый год и в каждом вузе…
Существует некоторый соблазн обвинить вуз по отношению к Д. в формализме. Ну, действительно, на сутки опоздала… Как ни сочувствуй девушке, сдерживает одно обстоятельство. Чтобы восстановить абитуриентку в правах, нужно было «потеснить» кого-то другого, кто и балл проходной набрал, и документы вовремя представил.
В конце концов, закон есть закон. Законы принимаются, чтобы жизнь не превратилась в хаос. Так что сегодняшним одиннадцатиклассникам нужно из этих историй извлечь урок.
Другое дело, что не всегда права абитуриентов так регламентировались. В начале 90-х, когда выпускникам школ впервые предоставили возможность поступать в несколько учебных заведений сразу, такого жесткого положения не существовало (коммерческого образования - фактически тоже). Абитуриент мог быть зачислен хоть в два вуза сразу (в том числе по дубликату аттестата о среднем образовании) и учиться, если силенок хватало. А еще он сдавал не безликий Единый госэкзамен, а очные вступительные экзамены будущим своим профессорам и преподавателям, мог запомниться, вызвать сочувствие глубокими знаниями, живым умом…
Нынче же, что абитуриентка Д., что абитуриент Т. – просто столбики цифр в свидетельстве о сдаче ЕГЭ.