00:00, 9 августа 2008 года

Минсельхоз края: выжигать стерню на полях не допустимо

Недавно «СП» (в номере от 2.08.2008) опубликовала мнение доктора сельскохозяйственных наук Е. Рябова, напоминавшего «поджигателям», что вред от самопалов во много раз превышает сиюминутную выгоду от экономии, скажем, на ГСМ: иссушается почва, уничтожаются флора и фауна, нарушаются естественные природные процессы, загрязняется атмосфера. Все это, безусловно, известно каждому опытному сельхозспециалисту.

Как и то, что сжигание стерни на полях после уборки урожая - дело противоправное и даже уголовно наказуемое. Это записано в Правилах противопожарной безопасности РФ, в федеральном и краевом законах «О пожарной безопасности», в специальной Памятке противопожарной безопасности в период проведения уборочных работ. В обязательном порядке перед жатвой специалистами администраций районов, краевого минсельхоза и службы МЧС проводятся «доверительные» беседы с главами сельхозпредприятий. В ход идут разъяснения, увещевания, предупреждения. А поля все равно полыхают каждое лето.

В феврале нынешнего года краевые власти предприняли еще одну попытку предотвращения сельхозпалов. ПСК решило «отлучать» хозяйства, уличенные в поджогах, от субсидий на возмещение части стоимости затрат на удобрения, мелиорацию и животноводческую продукцию. Некоторых это заставило задуматься. Но не всех.

По данным министерства сельского хозяйства СК, в нынешнем году общая площадь степных пожаров, причиной которых в большинстве случаев и является самопал, на Ставрополье составила почти 25 тысяч гектаров. Случаи поджога стерни и пожнивных остатков зафиксированы в 20 районах. Особенно «отличились» Красногвардейский и Ипатовский: там выгорели 6 и 2,7 тысячи гектаров соответственно.

Насколько серьезен арсенал методов борьбы с самопалами? Прежде всего это штрафы. Правда, размер их сегодня просто мизерный: одна-две тысячи рублей на должностное лицо и десять-двадцать — на юридическое. Совокупная сумма штрафов, наложенных за поджоги в Арзгирском, Георгиевском, Грачевском, Ипатовском, Красногвардейском, Новоселицком, Советском, Туркменском и Новоалександровском районах, в этом году составила 48 тысяч (!) рублей. Самые большие взыскания наложены на ООО «Прогресс» Красногвардейского района и ВНИИ «Кукурузы» Георгиевского района, оштрафованных на 14 и 10 тысяч рублей соответственно. Остальные «поджигатели» отделались штрафами от 500 до 2000 рублей. Легкий испуг, как говорится.

Предусмотрена законом и уголовная ответственность. Но она наступает лишь в том случае, если выжигание стерни привело, например, к выгоранию лесополосы или причинило серьезный ущерб соседским полям. Судя по данным Управления Пожнадзора СК, в нынешнем году в подавляющем большинстве случаев именно так и случилось. Информация по ряду фактов направлена в прокуратуру. А это, в свою очередь, говорит о том, что уличенные в поджоге сельхозпредприятия палили стерню, что называется, «без ума» - не предпринимая никаких мер для предотвращения распространения огня.

Поэтому самым действенным способом борьбы с «поджигателями» можно, наверное, назвать, как уже говорилось, бьющую по карману всего хозяйства перспективу лишения господдержки. Как сообщили в краевом минсельхозе, первым таким «отлученцем» стало одно из хозяйств Александровского района.

Это, скажем так, одна сторона медали. Но есть объективные причины, заставляющие хозяйства идти против закона. Так, по словам замруководителя ООО «Добровольное» Ипатовского района Анатолия Шишкова, проблема самопалов глубже, чем кажется на первый взгляд. И дело тут не только в человеческой безответственности и желании сэкономить на уборке пожнивных остатков. Причина в том, что солома, которая остается на полях, сегодня не всем нужна, ведь животноводство в крае находится не в лучшем состоянии, считает А. Шишков. «Ну сваляют солому, заскирдуют, а дальше что? Если собственного поголовья в хозяйстве нет, кому ее продавать? Так и сгниет она на поле, да еще и мыши разведутся».

Кстати, еще в прошлом году, признается он, в его хозяйстве стерня выжигалась нещадно. Теперь исключили эту практику полностью. Это связано и с нежеланием потерять право на господдержку, и с переходом к нулевой обработке, при которой растительные остатки не уничтожаются, а, напротив, накапливаются в верхнем слое почвы в измельченном виде. «Результат уже есть: и риска никакого, и влага на полях сохраняется. Нет той страшной черной земли, которую нещадно палит солнце», - делится опытом А. Шишков.

С тем, что проблема поджогов стерни требует комплексного рассмотрения, согласен и председатель ассоциации КФХ края, руководитель ЗАО «Калининское» Александр Анпилогов. По его мнению, многие из «поджигателей» просто не в состоянии купить технику, способную измельчать и разбрасывать солому. Попытки устанавливать измельчители на старые машины провалились: изношенные двигатели просто «не тянут». А новый комбайн с измельчителем стоит не меньше трех миллионов рублей. По большому счету, все упирается в нехватку средств и нестабильность. Переломить ситуацию, по его мнению, можно только в том случае, если будет принят действенный закон о сельском хозяйстве и создан реальный рынок зерна. Крестьянин должен знать, за что он работает, и планировать экономику хозяйства на три года вперед. Только тогда появятся и ответственность, и бережливость к собственной земле, - считает он.

Однако, отметим, краевой минсельхоз такой позиции не приемлет. По словам замминистра А. Ялового, вопреки трудностям нужно искать альтернативные методы очистки полей, не прибегая к выжиганию. Например, солому измельчать можно не только зерноуборочными комбайнами, но и дисковыми орудиями. Это заметно дешевле.

«Поджигатели»
Газета «Ставропольская правда»
9 августа 2008 года