00:00, 25 июля 2008 года

Выставка «Графика Юга» открылась в зале ставропольского отделения Союза художников

У графики огромная богатейшая история, отраженная в самых разных жанрах - гравюры, эстампы, литографии, - и неограниченный ничем (кроме размеров бумажного листа) изобразительный простор. А какие имена можно назвать в числе художников, отдававших серьезную дань этому виду: Гойя, Рембрандт, Микеланджело, Дюрер, Роден, Репин, Серов, Врубель, Матисс, Фаворский... Всех не перечесть. В последние годы с буйным расцветом востребованного салонного искусства графика оказалась чуть ли не на задворках, однако сами художники сохранили верность «первой учительнице», и не только сохранили, но и накопили изрядный запас работ, убеждающих - графика жива! Наглядным и весьма интересным подтверждением чему - открывшаяся в Выставочном зале Ставропольского краевого отделения Союза художников России экспозиция «Графика Юга».

Организаторы представили ее как региональную, хотя среди авторов пока мастера только двух соседних субъектов Федерации - Ростова и Ставрополя. Инициаторами стали ростовчане. Ставропольский мастер Алексей Соколенко представил гостям «зачинщика» - художника Владимира Бегму. У которого Ставрополь связан с важной вехой личной творческой биографии:

- В 1969 году здесь я показывал свои работы на первой для меня крупной зональной выставке, проходившей в залах краевого изомузея. А теперь довелось привезти большую коллективную экспозицию. Идею подсказала сама жизнь. В Ростовской организации Союза художников объединены около 300 человек, а из них почти каждый третий занимается в том числе и графикой. Мы раньше регулярно проводили у себя такие выставки областного масштаба. Но случился перерыв длиной аж в двадцать лет. Живопись показывали по-прежнему регулярно, а с графикой не получалось, хотя накопилось много интересных работ. И вот наконец мы такую выставку собрали, у нас ее встретили очень хорошо. Тогда и подумалось: неплохо бы наладить более тесный обмен с соседями из Ставрополя, Краснодара, Владикавказа, Волгограда...

Когда в Ростове оказался по своим делам ставропольский скульптор Георгий Мясников, вспоминает Владимир Бегма, использовали встречу с ним еще и как возможность реализации своей идеи. В общем, бросили клич ставропольским художникам - кто пожелает, пусть приходит и участвует. Кстати, у себя в Ростове по итогам выставки графики издали замечательный, красочный каталог. Такие можно (и нужно! - Н. Б.) выпускать о деятельности каждой региональной организации. А потом - мечтают художники - и большой общий альбом страниц на полтораста собрать. Совместные выставки должны стать традиционными и регулярными, проходить раз в два-три года. И тематическими, составленными из лучших произведений: от акварели до карандашного рисунка. Нынешняя выставка собрана без каких-либо ограничений по возрасту работ. Есть, например, серия иллюстраций к «Герою нашего времени» Лермонтова, сделанная в ...1956 году, когда ее автор только-только закончил институт. Более полувека лежали рисунки «про запас» и все-таки вышли к публике!

- Опыт совместного проведения региональных тематических выставок убеждает в эффективности сотрудничества с коллегами, - подчеркнул председатель правления Ставропольской организации СХ Сергей Паршин. - Успешной была выставка скульптуры, теперь - графика, впереди - декоративно-прикладное искусство, книжная графика... Трудно сделать лишь первый шаг, но маховик постепенно раскручивается, и все это мобилизует, готовит художников к предстоящей зональной выставке ЮФО. А наших ставропольских - еще и к своей юбилейной выставке, которая, мы думаем, затем тоже должна «погулять» по стране. Это очень хорошо, когда творческие люди могут перемещаться в пространстве и общаться друг с другом. Полезно прежде всего молодым, имеющим возможность видеть работы мастеров.

Графический вернисаж действительно впечатляет звучными именами. Ну и, конечно, разнообразием жанров, сюжетов, композиций, художественных приемов. Замечательный мир «братьев наших меньших» открывают нам Оксана и Владимир Бегма, добрую улыбку вызывает милый лубочный наив из казачьей старины Анатолия Ковалёва, величественную поэзию природы дарят «Курильские острова» Галины Горбенко и кавказские пейзажи Николая Авсаджанова. Как всегда уютно-свежи натюрморты Ларисы Должанской, а зарисовки Юрия Николаева «Балкарцы» - документально-этнографичны. Не обошлось и без эпатажа, иначе что за выставка! Лично меня заставили содрогнуться и слегка ужаснуться «Царевна-лягушка» и «Женщина» Виктории Байгуловой: персонаж первой, видимо, «схвачен» в минуты ожидания стрелы Иван-Царевича и волшебного превращения, а героиня второй так и осталась мрачно-зеленой загадкой, не шибко эстетичной, кстати... В гораздо более традиционной манере рисуют Нина и Артем Алмосовы, и им как-то больше хочется верить. И, конечно, пронзительной болью «читается» «Чеченский дневник» Максима Биценко. А как вальяжен на портрете Евгения Биценко писатель Вадим Чернов, представший этаким могучим мыслителем... Словом, это нужно просто видеть. Ведь в небольшом пространстве зала встретились 52 ростовских и 28 ставропольских мастеров.

- Время сейчас в городе «мертвое», все устремились на отдых, прочь с асфальта. А тут такое событие, - в голосе замминистра культуры СК Владимира Лычагина слышалось некоторое сожаление, что, быть может, не так много людей смогут увидеть выставку. - Приятно, однако, наблюдать, как в преддверии своего 70-летия краевая организация художников заметно активизировалась, и эта юбилейная «тревога» уже выливается в обилие разных творческих акций. Отличие данной выставки особое, поскольку графика в череде приоритетов была незаслуженно оттеснена, и предпринятые совместные усилия ростовской и ставропольской организаций как нельзя лучше преодолели эту несправедливость. Нынче, в век «всемогущего» компьютера, когда дар рисования переживает своего рода кризис, утрачиваются даже навыки и традиции в художественных школах... Наши соседи показали замечательный пример, как надо проводить хорошие выставки, как подходить к их качеству, содержанию, выходу к широкой публике.

- В моем представлении художники, занимающиеся графикой, - самые честные среди всех нас, - так вот неожиданно и эмоционально точно выразился, знакомясь с работами выставки, Сергей Паршин. - Этот вид искусства такой настоящий, такой искренний, имеет такие глубокие корни! И несомненно - большое будущее.

Рискуя показаться назойливой, хочу все же завершить настоятельным советом: зайдите на эту выставку. Потратив толику своего летнего времени, вы обретете здесь что-то, не поддающееся исчислению ни в часах, ни в валюте.

«Графический мир: корни и ветви»
Газета «Ставропольская правда»
25 июля 2008 года