Итоги проверки Счетной палатой краевого бюджета за 2007 год не радуют
Итоговое заключение Счетной палаты содержит немало любопытнейших моментов. Аудиторам удалось зафиксировать целый «набор» не просто отдельных проблем, а по-настоящему отрицательных тенденций в бюджетной политике края, которые, безусловно, тормозят его общее социально-экономическое развитие.
В частности, одной из принципиальных проблем, по мнению аудиторов, можно назвать невысокое качество макроэкономического прогнозирования. Из года в год прежнее правительство при подготовке бюджета существенно занижало основные прогнозные параметры, прежде всего по темпам инфляции, объему валового регионального продукта и др. Плохо просчитывались также показатели по объему сельхозпродукции, инвестиций, вводу жилья, индексу потребительских цен. Такое явное расхождение планов с фактами каждый раз в итоге приводило к заметным перекосам в исполнении главного финансового документа. И это в принципе не позволяло даже реально оценить темпы экономического развития региона.
Очевидны и проблемы, связанные с результативностью бюджетных расходов. Рост затратных статей регулярно сопровождался еще большим увеличением неиспользованных бюджетных остатков. Так, только в прошлом году на счетах зависла сумма в 1,8 млрд. рублей. И, как отмечают аудиторы, в том, что деньги не ушли по назначению, виноваты не только составители бюджета. Ни на одном из уровней не было и должного контроля за этими средствами.
К слову, о контроле. До сих пор остается открытым и вопрос прозрачности исполнения краевой казны. Трудно установить, насколько необходимы были многочисленные поправки расходов краевого бюджета. Только в затратные статьи в течение прошлого года было внесено порядка 42 тысячи изменений...
Давняя проблема Ставрополья – краевые и ведомственные целевые программы. Результаты проверки показали: суть программ фактически сводится лишь к декларации о благих намерениях, причем во многих случаях при полном отсутствии механизмов воплощения задуманного. Цифры говорят сами за себя. При реализации краевых целевых программ не были освоены средства в сумме 260,5 млн. рублей. Из 37 программ деньги были освоены только по девяти (!), при этом по трем программам не было потрачено ни копейки... По сути, загвоздка в том, что исполнение программ никак не регламентировано в сфере отчетности перед законодателями.
Тяжелым бременем для регионального бюджета по-прежнему остается и так называемая незавершенка. Вспомним, вокруг этого вопроса традиционно кипят серьезные страсти при утверждении бюджета и в правительстве, и в Госдуме СК.
Так, сметная стоимость всех недостроенных объектов в прошлом году достигла почти 37 млрд. рублей. При этом сумма, выделенная на «достройку», составила всего 2,4 млрд. Опять же наша газета неоднократно писала о том, что уже нормой стали срывы сроков ввода зданий в экс-плуатацию. В результате к началу этого года «незавершенка» представлена уже 351 объектом. На их завершение, по подсчетам Счетной палаты, потребуется не менее 16 лет, при условии что перечень не расширится. К слову, есть замечания и к самому списку. В нем нет информации о предполагаемой стоимости строительства и объемов «незавершенки». Получается, что просто невозможно проконтролировать, насколько справедливы и вообще необходимы суммы, выделяемые на тот или иной объект.
Все это, скажем так, лишь основные недочеты. Приплюсуем к ним результаты прошлогодних проверок дорожного хозяйства края, противоградовой службы и комитета по госзаказу, выглядевшие скандальными и шокирующими. В результате получаем очередное подтверждение уже звучавшему тезису о том, что программа экономического и социального развития края на 2003-2007 годы по многим пунктам фактически провалена. Это, к слову, и значится в первом выводе заключения аудиторов об исполнении бюджета-2007.
16 июля 2008 года