Александр Бойков: Миграция должна быть цивилизованной
- Александр Михайлович, после соединения подразделений по вопросам миграции и паспортно-визовой службы были значительно расширены полномочия ФМС, да и каждый год у вас прибавляются все новые функции. Чем же сейчас занимаются миграционщики?
- Функций и полномочий действительно много, скажу о главных. Это - исполнение законодательства по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, производство по делам о гражданстве РФ (кстати, лишь за четыре месяца нынешнего года более двух тысяч человек приняли российское гражданство, и среди них были представители таких государств, как Литва, Болгария и США). Мы также оформляем и выдаем основные документы, удостоверяющие личность россиян, регистрируем граждан по месту пребывания или жительства, ведем миграционный учет иностранцев и лиц без гражданства, адресно-справочный учет населения и даже устанавливаем преступников, алиментщиков и иных лиц, в отношении которых законом приняты режимные ограничения.
В период создания службы никто не мог представить себе масштабность миграционных проблем, впоследствии возникших в России. Вначале ФМС занималась контролем и регулированием миграционных процессов, но приоритет отдавался оказанию помощи вынужденным переселенцам и беженцам — жертвам политики прошлых лет, обернувшейся жесточайшими межнациональными и военными конфликтами. А значительный прирост населения нашей страны за счет притока мигрантов в начале 90-х годов прошлого века поставил очередные задачи — контроль и регулирование внешней трудовой миграции, то есть защиту национального рынка занятости. Что касается УФМС РФ по СК, то за последнее время управление было подключено к «Центральному банку данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства», что позволило систематизировать персональную информацию о них. Теперь эти сведения можно получать в любом уголке России. Мы также подготовили помещения, установили специальное оборудование и организовали работу по выдаче паспортно-визовых документов нового поколения с биометрическими параметрами. К сегодняшнему дню уже выдано 1200 биометрических паспортов.
- К сожалению, в сознании у некоторых сложился определенный стереотип сотрудника миграционной службы — это чиновник, работающий с документами, этакий бумажный червь без души и чувств.
- Не могу согласиться с такой характеристикой. Без работы с документами в нашей профессии никуда не денешься, но это второстепенное. Главное — разобраться в жизненной ситуации и по возможности помочь. Ведь от решений, принимаемых миграционными подразделениями, зависят судьбы людей. Вот конкретный пример. Недавно к нам обратилась супружеская чета, утратившая на границе миграционные карты. Если подойти к проблеме формально, то их надо было отправить туда, откуда они приехали. Но на прежнем месте жительства супругами уже было продано жилье, они уволились с работы, то есть, как говорится, сожгли все мосты. В Россию же ехали воссоединиться с детьми. Если бы наши сотрудники не вникли в детали, не выяснили у пограничников подробности того недоразумения и не подтвердили бы досадный факт утери миграционных карт, то все сложилось бы по-другому. Сейчас вся семья живет вместе и, надеюсь, счастливо.
- Насколько интенсивен миграционный поток на Ставрополье?
- Наш благодатный край привлекает много людей не только из других стран, но и практически из всех регионов России. Каждый месяц количество прибывающих увеличивается в среднем от 12 до 15 процентов. Если в прошлом году, допустим, за четыре месяца въехало чуть больше 80 тысяч, то за такой же период нынешнего года уже 90 тысяч 500 человек. А рост числа иностранных граждан и в первую очередь из ближнего зарубежья и так называемых «безвизовиков» составил 54 процента. Это не только те, кто едет сюда на заработки, но и те, кто выбирает Ставрополье местом постоянного проживания.
- Откуда черпаете кадры и испытываете ли в них дефицит?
- К сожалению, пока нет специального учебного заведения, которое бы адресно готовило сотрудников для наших подразделений. Миграционное законодательство и нормативные акты очень сложны. Одними курсами повышения квалификации или обучающими семинарами не обойтись. Конечно, когда-нибудь подобные факультеты или вузы появятся, а пока мы действуем по принципу шефства — к новичку прикрепляем опытного и грамотного работника, и тот отвечает за весь процесс обучения. А еще проблема в том, что штат управления необходимо увеличивать, а желающих трудиться в миграционной службе предостаточно.
- О том, что миграционное законодательство несовершенно, говорится на всех уровнях, в том числе и на федеральном. Как вы считаете, что нужно в нем изменить или какие внести коррективы?
- На мой взгляд, та же трудовая деятельность иностранных граждан должна носить плановый характер, а прибывающую рабочую силу нужно обязательно четко увязывать со стратегией развития региона и учитывать экономические, демографические и политические параметры. Вообще-то ни один компьютер не просчитает, сколько надо квот на трудовую деятельность или временное проживание, потому что жизнь ежедневно вносит свои коррективы. И без долгосрочного научного планирования, причем не в одном, а во всех субъектах региона, регулировать миграционные процессы просто невозможно. Вот смотрите, на 2008 год по всей РФ было заказано определенное количество квот, о чем правительство приняло соответствующее постановление, но уже в мае чуть ли не половина регионов страны эти лимиты выбрала. А потребность в иностранных работниках все возрастает, создаются новые трудовые места, усиливается конкуренция и т. д. Приходится пересматривать квоты. Это еще раз подтверждает то, что необходима перспектива прогнозирования.
Миграция должна носить цивилизованный и упорядоченный характер, чтобы не было так — куда захотел, туда и поехал работать. Здесь важно взаимодействие с местной исполнительной властью, которая подсказала бы, где конкретно нужна иностранная рабочая сила, реально ли трудоустроить и поселить какое-то количество человек в городе или селе, не возникнет ли внутренних конфликтов с населением. Работу УФМС РФ по СК мы так и строим — руководители наших подразделений входят в состав комиссий при администрациях муниципальных образований, участвуют в совещаниях и имеют свой голос в выработке решений. В ближайшем будущем для упорядочения и корректировки миграционного процесса мы будем вносить соответствующие предложения в Госдуму Ставропольского края.