00:00, 3 июня 2008 года

Татарский аул Малый Барханчак отметил 220-летие

У меня в руках копия документа от 26 мая 1788 года. Чудные, витиеватые строчки – список из 26 служивых и ясашных татар, выходцев из Вятской и Казанской губерний, определенных на жительство в эти места. Произошло все по особому указу Екатерины Второй – для того чтобы «степь была заселена». Через восемь лет, как видно из ведомости Кавказской казенной палаты, татарское население насчитывало уже 301 человека мужского пола. Почти через столетие, после отмены крепостного права, когда эти места были более-менее обжитыми, потянулись сюда крестьяне. Жили доходами от скотоводства, выращивали тыкву, дыни, огурцы.

Прошли десятилетия, и во второй половине прошлого века аул познал блага цивилизации, в домах появилось электричество – было это в 1964-м. Дороги, водопровод, открытие школы – самые большие и радостные события для аульчан. Пока существовал колхоз, жизнь была вполне сносной, но лихие 90-е годы разрушили устроенный быт. Как и по всей России, это отразилось на демографии: в местной школе сейчас всего шестеро выпускников. Но первоклашек уже тридцать!

Стало быть, жизнь потихоньку налаживается. А у татар такие добрые перемены принято отмечать всенародно. Тут как раз и повод хороший подвернулся – 220-летие аула. Посовещались местные власти со старейшинами, с народом и решили устроить настоящий сабантуй – соблюдая все его обычаи и ритуалы. Специально за опытом снарядили в Татарстан делегацию из двух человек. Те все тщательно расспросили, изучили и домой вернулись – к празднику готовиться. Оказывается, призы и подарки положено готовить особым образом. Для этого местные артисты запрягают лошадь, украшают повозку цветами, лентами, шарами и с баяном, с песнями едут по улице, от двора ко двору, можно и заявки исполнять – за это жители щедро их одаривают платками, отрезами на платье, иногда и посудой, полотенцами, деньгами.

Сабантуй начался с чествования лучших людей аула – ветеранов войны Насибулы Абасова и Иркена Шарифжанова, директора школы Гельфинур Хабибулиной, гостей из районного центра, в том числе и местного поэта, капитана третьего ранга Михаила Попова, чье детство прошло в ауле, которому он посвятил немало поэтических строк. Свою долю аплодисментов получил Камиль Абуталипов, первый электрик в истории аула. А 87-летней Сахибе Мухаметжановой поклонился чуть ли не весь аул, она известный далеко в округе костоправ. Никому она в помощи не отказывает.

Но хвалу воздавали не обязательно по возрасту, а в первую очередь по заслугам – например, молоденькой потомственной учительнице Люции Хабибулаевой, в качестве дипломной работы в институте написавшей историко-документальную книгу «Мой аул». Труд свой она выполнила настолько серьезно и творчески, что местные власти решили издать его немалым подарочным тиражом. В здешней школе не только хранят традиции культурного развития своего народа, но даже изучают родной язык – так же серьезно, как и русский. Между прочим, Люция в своих очерках приводит сведения о том, что в прежние времена девушек обучали только чтению, писать они не имели права. Но традиции меняются, причем в лучшую сторону.

1230 человек живут в Малом Барханчаке, и каждая семья получила в торжественной обстановке грамоту от районной или сельской администрации или подарок на память о сабантуе. В фойе разместилась выставка народных промыслов, а каждая улица – их можно по пальцам одной руки пересчитать – представила свои кулинарные творения. Женщины с улицы Ленина испекли, как они выразились, самый-самый татарский пирог, таба-бюраг называется. Готовится таба-бюраг в исключительно важных для семьи случаях – при сватовстве например. А 68-летней Азизе Хабибулаевой пришлось поздно вечером даже в Ипатово ехать за яблоками – для ее фирменного пирога. В конкурсе приняли участие многие женщины и значительно старше Азизы. Между прочим, татары с уважением относятся к прошлому, и не только своего народа – вот и улицу переименовывать не стали, и даже памятник Ленину в самом центре села стоит – никто его не собирается сносить.

А кулинарное дело, надо сказать, получило новый этап развития в прошлом декабре, когда в дома пришел газ. Это самая большая людская радость за все последние десятилетия. Теперь уж наверняка аульчане забудут о том, что такое кизяки, и вновь вырастут поневоле спиленные лесополосы в округе.

Большим подарком для всех стал приезд на 220-летие Малого Барханчака известного татарского фольклорно-этнографического коллектива «Сорнай» под руководством Рината Гилязова. Прекрасные национальные костюмы, кои артисты меняли бесчисленное количество раз, обрядовые песни и постановки, легенды, демонстрация игры на разных инструментах – от традиционной домбры до деревянных ложек, кувшинов - и даже … тарелка задорно играла с помощью изящных девичьих ноготков.

Пока артисты пели и плясали, молодежь билась подушками на специальных сооружениях, самые ловкие пытались снять со столба приз, а на ковре развернулись рукопашные бои, приз – баран – время от времени нетерпеливо блеял неподалеку под деревом. Несколько десятков боев состоялось в тот день, но самым сильным оказался 17-летний Румиль Сафаев.

Закончился праздник дегустацией национальных блюд – все пять улиц, готовившие плов, перемечи, хинкали, чак-чак и другие вкусности, были признаны победителями. Около тысячи человек посетили первый в истории аула сабантуй, и каждый уходил домой с гостинцами и подарками – так требует традиция. А молодежь продолжила праздник на дискотеке.

Ипатовский район.

«Большой сабантуй в маленьком ауле»
Газета «Ставропольская правда»
3 июня 2008 года