00:00, 28 мая 2008 года

Владимир Шаповалов: дефицит краевого бюджета будет погашен за счет кредитов

О том, в чем причины такого дисбаланса и каковы бюджетные перспективы края в этом году, наша беседа с и.о. первого заместителя председателя правительства СК В. ШАПОВАЛОВЫМ.

- Владимир Гаврилович, если судить по итогам прошлого года и первого квартала, какие положительные тенденции и основные проблемы в бюджетной сфере края можно отметить?

- Главный итог нашей работы – это финансовый результат. Так, объем остатков средств на конец 2007 года составил 1,8 млрд. рублей, из которых полтора миллиарда направлено в текущем году на финансирование обязательств по прошлому году. За первый же квартал этого года доходы в бюджет края составили более 10 млрд. рублей, или 26 процентов к годовым плановым назначениям. И в сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступление налоговых и неналоговых доходов увеличилось на 1,9 млрд. рублей, это рост в 55 процентов.

Однако все это не означает полное отсутствие проблем. Даже остатки неиспользованных ассигнований можно рассматривать двояко: с одной стороны, это невыполненные обязательства и неоплаченные расходы, а с другой – резерв для осуществления расходов нынешнего года. Кроме того, для начала финансового года хронической проблемой является низкий процент выполнения запланированных расходов: так, расходы первого квартала составили всего 15 процентов от годовых назначений. Причин тому много, среди них – длительность проведения конкурсных процедур по госконтрактам, также немало времени уходит на разработку и принятие нормативных правовых актов, регулирующих осуществление отдельных направлений по расходам. Кроме того, не всегда вовремя поступают субсидии из федерального бюджета, а это значит, что «зависают» затратные статьи, которые предусматривают софинансирование из федеральной и краевой казны.

К слову, не облегчает работу и то, что в Бюджетный кодекс РФ ежегодно вносятся поправки, кардинально влияющие на формирование межбюджетных отношений всех уровней, вплоть до органов местного самоуправления. То же можно сказать и о налоговом законодательстве, которое нельзя сегодня считать окончательно сформированным.

- Доходы Ставрополья растут, но это, конечно, не означает появление «лишних» денег. Какие-то отрасли получили дополнительную финансовую подпитку?

- Доходная часть бюджета края составляет 38,9 млрд. рублей. При этом ожидается, что собственный «заработок» краевой казны по сравнению с прошлым годом возрастет на 28,5 процента и прогнозно достигнет 23,4 млрд. рублей. На выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поступит и дотация из федерального бюджета в объеме 9,4 млрд. рублей.

Но доходы растут вместе с расходами. Значительные объемы средств пойдут на поддержку сельского хозяйства, на капитальное строительство социально значимых объектов. Так, например, на модернизацию и строительство автомобильных дорог, в том числе и дорог в поселениях на территории КМВ, затрачено 309,9 млн. рублей. При этом не забывайте: бюджет края социально ориентирован, и более 60 процентов средств направляется на развитие социально-культурной сферы и соцвыплаты жителям края. Так, с 1 февраля размер окладов работников госучреждений Ставрополья вырос на 14 процентов. Для финансового обеспечения этого повышения зарплаты в бюджете были учтены дополнительные средства в размере более 1,2 млрд. рублей. В этом же ряду – реализация законов, направленных на предоставление мер социальной поддержки. Это для края в целом тянет на приличную сумму – более 2,3 млрд. рублей. Хотя, казалось бы, то же увеличение расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка со ста до трехсот рублей в «подушевом» исчислении не так уж велико...

- Кстати, о соцориентированности бюджета. Есть ли уверенность, что все выделяемые деньги, скажем так, доходят до людей? Каков контроль за правомерным, то есть целевым использованием средств?

- Минфин действительно ведет работу по проверке использования бюджетных денег. Так, в прошлом году ревизионной службой министерства было проведено более 70 ревизий и проверок, выявлено нарушений на сумму свыше 270 миллионов рублей. Здесь и прямое нецелевое, и неэффективное использование средств, и так называемое недопоступление платежей в бюджет, и расходование финансов в нарушение законодательства. Были также случаи неправомерного принятия тем или иным ведомством денежных обязательств. Если говорить конкретнее, то факты нецелевого и неэффективного использования средств, а также случаи несвоевременного учета материалов и оборудования выявлены даже при реализации нацпроектов «Здоровье» и «Образование».

В этом году коллегия минфина предложила комплекс мер, которые должны обеспечить более эффективное использование финансов в рамках реализации национальных проектов. Кроме того, мы расширили диапазон контрольной деятельности, упор будет сделан на соблюдение финансовой дисциплины, ответственности и подотчетности.

- В числе самых недовольных бюджетной политикой выступают муниципальные образования, на их нужды выделяется недостаточное количество денег. Почему так слабо финансируются спущенные на муниципалов полномочия?

- Разумеется, налоговая база у муниципальных образований разная. Но каждый муниципалитет имеет самостоятельный бюджет, просчитанный с учетом экономической базы и численности населения. На Ставрополье приняты не только краевые законы, которые регламентируют бюджетный процесс и межбюджетные отношения, но также утверждены методики распределения средств краевого фонда софинансирования.

Вместе с тем практика выявила ряд острых проблем. И прежде всего речь идет об обеспеченности муниципальных образований средствами на реализацию закрепленных за ними полномочий. И хотя Бюджетный кодекс закрепляет принцип так называемой вертикальной сбалансированности бюджетов, то есть распределение доходов должно производиться пропорционально расходным обязательствам. Однако, во-первых, по целому ряду вопросов местного значения полномочия и ответственность муниципальных образований разного типа оказались размытыми. Во-вторых, прослеживается следующая тенденция: регионы имеют все меньше финансовых возможностей для реализации своих полномочий, а федеральный бюджет исполняется все лучше, уже с первоначальным профицитом. Достигается это именно за счет нарушения упомянутого принципа вертикальной сбалансированности бюджетов. Как результат – обеспеченность полномочий муниципальных образований края в их бюджетах не превышает в среднем сорока процентов от потребности. Хуже того, минфином края были запрошены данные о потребности и наличии средств на реализацию полномочий органов местного самоуправления, что закреплено статьями ФЗ №131. Стало ясно, что на отдельные полномочия вообще средств нет. Такая нехватка денег, сохраняющаяся в течение нескольких лет, привела к тому, что в первую очередь финансируются расходы по социально значимым направлениям. А такие статьи, как капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования, ГСМ, благоустройство, содержание автодорог и другие, финансируются по остаточному принципу или за счет спонсоров.

- Известно, что еще в 2006 году краевой минфин начал работу по переходу от управления бюджетными затратами к управлению результатами. Это каким-то образом отразилось на местных бюджетах?

- Практика последних лет показала: муниципальные образования, выбравшие дифференцированные нормативы отчислений взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, уже показали положительную динамику роста доходов. В частности, хороший опыт в этом отношении уже имеют Петровский и Георгиевский районы, а также Буденновск. Для дальнейшего стимулирования муниципалов по увеличению налогового потенциала территорий министерством финансов разработана методика расчета и порядка предоставления дотации на поощрение районов и городских округов. То есть в 2008 году выполнившие план по собственным доходам и задание по мобилизации доходов краевого бюджета получат сверхплановые – скажем так, премиальные – финансы.

К слову, эта перспектива заинтересовала муниципалов. Войти в определяемую каждый квартал десятку лучших поселений – это означает получить от ста до пятисот тысяч рублей. Для большого города это, наверное, невеликие деньги. Но для райцентра, села или станицы... К тому же премия не имеет целевого назначения. Можно потратить ее на благоустройство, что обычно и делается, а можно направить на ремонт домов или дорог, повышение квалификации служащих и т.д. И не случайно ведь, что побороться за деньги, для получения которых требуется в большей степени профессиональная работа муниципальных служащих, проявили желание все 295 муниципальных образований поселенческого уровня.

- Не могу не спросить также о дефиците краевого бюджета, это ведь довольно солидная для региона сумма. Осилит ли край его погашение?

- Первоначальный объем дефицита составлял меньше миллиарда – 963,65 миллиона рублей. Однако после ряда изменений он, как известно, превысил 5,5 млрд. рублей. Но будет ли сокращаться дефицит и за счет каких источников, пока говорить рано. Изменения и уточнения параметров бюджета будут производиться исходя из фактического поступления доходов и необходимости корректировки расходов. Но уже можно сказать точно, что в числе прочих источником погашения дефицита являются остатки по прошлому году, это 1,8 млрд. рублей, а также кредиты в объеме 3,75 млрд. рублей. Хотя подчеркну, что общими усилиями все же надо добиваться бездефицитности бюджета. И это вполне возможно.

«Муниципалы получат премии»
Газета «Ставропольская правда»
28 мая 2008 года