00:00, 17 мая 2008 года

Из детдома в Зеленокумске стали сбегать дети

Ночные визиты

Пока ехали в детский дом, сотрудники ОДН обрисовали ситуацию. Вкратце она выглядит так: детский дом смешанного типа в Зеленокумске существует с 1996 года, в нем проживают 47 социальных сирот - детей, мамы и папы которых лишены родительских прав. Побеги здесь - не редкость с самого дня основания. Оно и понятно - из казенных приютов детвора бежала всегда. Бежала в поисках семьи, любви и счастья, приключений и свободы. Бежала, по пути наступая на закон и пополняя ряды преступников. Ситуация немного исправилась с приходом нового директора (старого сняли с должности за то, что на побеги воспитанников смотрел сквозь пальцы): за 2007 год было зарегистрировано лишь семь самовольных уходов детей, на 95,5 процента снизилось количество преступлений, совершаемых «интернатскими». Однако в 2008 году положение дел резко ухудшилось: дети стали бежать из детдома целыми группами, месяцами пропадали неизвестно где, а администрация на отсутствие воспитанников закрывала глаза.

- Вот смотрите, - показывает документы инспектор ОДН Советского РОВД Ирина Павлова. - 11 февраля в ОВД была доставлена воспитанница детдома 16-летняя Таня Н. Девочка была пьяна, вместе с ней был такой же поддатый «кавалер» - некий взрослый дядя, который пояснил, что забрал Таню «погулять» с разрешения воспитателя. 17 февраля около 11 вечера наши патрульные обнаружили около магазина двух воспитанников детдома: 15-летнего Диму С. и 14-летнего Рому У. Мальчишки, несмотря на то, что давным-давно должны были видеть десятый сон в своей спальне, болтались по улице и пили пиво.

- За четыре месяца этого года 62 ребенка самовольно покидали детские дома, некоторые - неоднократно, - добавляет заместитель начальника отдела по делам несовершеннолетних ГУВД по СК Елена Береговая. - Так что бегство из детских домов в нашем крае уже стало едва не системным, при этом возмутительно то, что администрации учреждений, как правило, замалчивают факты «исчезновения» детей, о них милиция узнает поздно. В результате на поиски тратится гораздо больше сил и средств, чем если бы мы получили информацию о побеге оперативно: дети успевают уехать за пределы края, совершить преступление, попасть в опасную ситуацию. А ведь по закону официальными опекунами детей-сирот является администрация детского дома. И если ребенок совершил преступление, отвечать за это будет директор. Как и в том случае, если воспитанник сам станет жертвой преступления. До этих крайностей «беглецам» не так уж и далеко. Да, они бегут домой, к мамам-папам, но в большинстве случаев их там никто не ждет. И тогда дети уходят бродяжничать, чтобы прокормить себя - воруют, попрошайничают. А уж обидеть «ничейного» ребенка взрослому асоциальному типу и вовсе ничего не стоит. Кстати, воспитанниками этого детского дома с начала года уже совершено три преступления и пять административных правонарушений, на профилактическом учете в ОДН состоят 13 воспитанников.

Поняв, что в Зеленокумском детдоме ослаблен контроль за времяпрепровождением воспитанников, «детские милиционеры» провели ряд ночных проверок. И выяснилось, что пустые койки после отбоя - дело в учреждении привычное и особо никого из персонала не волнующее.

- С начала года мы провели 12 таких проверок, - рассказала начальник ОДН Советского РОВД Ольга Каткова, - и каждый раз фиксировали: пять, шесть, десять ребят отсутствуют. Писались рапорта и докладные, информации в районное управление образования и комиссию по делам несовершеннолетних с требованием принять соответствующие меры. И наши проверки, видно, так надоели руководству детдома, что в конце концов ночью наших сотрудников перестали пускать в детдом: дескать, существует распоряжение директора, чтобы не открывать ворота сотрудникам милиции. Якобы ночные визиты сильно выбивают воспитанников из колеи, мешают нормально отдыхать и т. д.

Рецидив

Судя по документам, поступившим в районную милицию из управления образования администрации Советского района, после ЧП с Таней Н., Ромой У. и Димой С. с педколлективом детдома была проведена достаточно серьезная работа: воспитательница, во время дежурства которой мальчишек «застукали» ночью у ларька с пивом, была уволена, на базе детдома было проведено выездное заседание комиссии по делам несовершеннолетних, на котором педсоставу в очередной раз указали на необходимость усилить контроль за воспитанниками, а в случае самовольного ухода незамедлительно, как того требует ряд нормативных документов и приказов минобразования, объявлять беглецов в розыск.

Однако, как выяснилось, руководству Зеленокумского детдома все эти наставления - как с гуся вода. Через две недели после заседания КДН из детдома улизнули 11-летний Сергей Т. и 12-летний Иван Ш. Больше месяца мальчишки наслаждались свободной жизнью: не посещали школу, занимались чем придется, ночевали в шалаше из картонных коробок, который «построили»... под окнами горадминистрации. И мало того, что дирекция детдома не сочла нужным поставить в известность милицию об исчезновении парнишек, но и видевшие это «жилье» взрослые, среди которых, наверное, были и государственные люди, тоже ни разу не поинтересовались, что за беспризорники поселились фактически под чиновными окнами. Вернулись «свободные казаки» в детдом только в начале мая, когда их совершенно случайно «поймала» на улице милиция. А 17-летний Владимир Б. угнал мотоцикл и всю ночь рассекал по дорогам края, пока его не задержали в Буденновском районе сотрудники ДПС. И опять - никакого сообщения в милицию об уходе воспитанника.

- Буквально через день после того как мальчишки были переданы назад в детдом, после отбоя наши сотрудники в очередной раз провели проверку, и оказалось, что опять по неизвестным причинам пустуют семь коек - ответить на вопрос, где дети и давно ли их нет, ответственные лица не смогли. И заявления о розыске администрация нам подала только после проверки, - говорит начальник ОВД по Советскому району Юрий Новиков. - Сейчас местонахождение пятерых детей нами установлено, а где еще двое и что с ними - вопрос, на который только предстоит ответить.

Моя хата с краю?

В детском доме милицейско-журналистскую группу уже ждали: плечо к плечу сплоченной стеной стояли и. о. директора детдома Ольга Файман, председатель районной КДН Татьяна Завязкина и куратор детдома по линии управления образования Вера Гетманова. По лицам видно, что шум, поднятый вокруг ситуации в детдоме, им не по нраву.

Как известно, лучшая защита - нападение, к которому сразу перешла Ольга Файман, излив поток жалоб. Общий их смысл в том, что никто сотрудникам детдома не помогает: ни милиция, ни общественность, что дети - трудные, справляться с ними нелегко. Что пятеро из семерых беглецов находятся у своих родственников, с ними все благополучно. В общем, разговор напоминает беседу глухого с немым: повода для тревоги в отсутствие воспитанников и. о. директора детдома просто не видит и совершенно не понимает, из-за чего сыр-бор.

- А еще двое детей где находятся?

- Не знаю...

- А вы уверены, что они живы и здоровы?

- Нет...

- А почему же все-таки в милицию не обращались?

В ответ - пожимание плечами и закатывание глаз...

Согласитесь, весьма странная, если не сказать, преступная позиция: дети отсутствуют несколько недель (кстати, одна из них - девочка). И даже неизвестно, живы ли они, не говоря уж о том, здоровы или больны, сыты или голодны, а администрация детского дома спокойна. Или равнодушна? Словно неведомы ей озвученные на всю страну страшные цифры официальной статистики, которые в конце апреля опубликовало МВД: около 80 тысяч детей были в минувшем году изнасилованы. Педофилы отобрали жизнь у 2500 малышей. За последних четыре года в нашей стране количество сексуальных преступлений против детей увеличилось в 26 раз.

Конечно, мне бы хотелось поговорить с воспитанниками о причинах побега их товарищей с глазу на глаз. Но разговора по душам не получилось. Для беседы во двор под присмотром воспитательницы вышла целая «делегация» маленьких обитателей детдома. И заученно рассказала, как хорошо им живется: и кружки есть, и в поездки их возят, и в самодеятельности они участвуют. Уточнено, и выясняется, что эти блага распространяются не на всех - мальчиков, как правило, в поездки не берут по причине плохого поведения, а ходить в кружки «они сами не хотят». Ответить же, почему их товарищи с завидной регулярностью бегут куда глаза глядят, представители детской делегации не смогли - пояснив, что «беглецы», мол, ребята скрытные.

Вовик

Пока мы беседовали с педагогами и воспитанниками, пришла информация, что один из пятерых установленных «беглецов» найден и доставлен в райотдел. Вовику Д. - 17 лет, но выглядит он гораздо моложе: худенький, низкорослый, чумазый. Убежал к бабушке. С места в карьер, разрыдавшись, заявил, что не вернется в детдом ни за какие коврижки: лучше покончит с собой. Почему не хочет жить в детдоме? Там плохо. Плохо не конкретно что-то, а вообще: скучно, уныло и беспросветно. Никто им, Вовиком, особенно не интересуется: чем живет, увлекается, чего хотел бы добиться в жизни, что умеет и чему мечтает научиться. В поездки его не берут, в жизни детдома принимать участие не приглашают, да и вообще... Немного успокоившись, Вовик рассказал, что, живя у бабушки, работал «на фермера» - за 150 рублей в день вкалывал по-черному, поэтому и в школу перестал ходить. В том, что его «поймали», винит себя - дескать, перестал ходить «отмечаться», вот и поплатился. По утверждению Вовика (этот факт, как и многие другие, рассказанные им, сейчас проверяется), в детдоме якобы практиковалось «вольное посещение» - воспитанники могли жить у родни, знакомых и бог знает у кого еще беспрепятственно, лишь бы приходили хоть раз в несколько дней «отмечаться» у воспитателей.

Если это так, то неудивительно, что равнодушием, незаинтересованностью в судьбах воспитанников педагоги сами невольно подталкивали их к побегу и бродяжничеству. Однако подростки, обретающие таким образом неограниченную, доселе не виданную свободу мыслей и действий, сами начинают представлять опасность. Ведь давно известно: душевно искалеченные часто не боятся калечить жизни других. С детства не знавшие ласки, не испытавшие на себе заботы и внимания, они редко обладают навыком сопереживания. Да их этому никто и не учит.

Найти и вернуть детей непросто. Но только этого недостаточно. Необходимо наконец-то честно ответить на вопрос: отчего бегут дети? Ведь получается, покинув стены казенного учреждения, дети выбрали улицу как наименьшее из двух зол. А большее осталось в детдоме...

P.S. Как сообщили сотрудники ОДН, вчера дети были найдены и возвращены в детдом.

«Сквозь пальцы»
Газета «Ставропольская правда»
17 мая 2008 года