Нет воды на хуторе Новозеленчукский, что между реками Зеленчук и Кубань
В своем письме жители пишут, что водопровода в поселке не было изначально (хутор основан в 1920 году. — Н.К.), все эти годы они пользовались водой из колодцев, которые постепенно пересыхают. В конце лета 2006 года новозеленчукцы обратились с открытым письмом к губернатору края А. Черногорову, но помощи хутор не дождался...
«Водную» историю, которая чуть не стоила А. Черногорову губернаторской должности, знает вся страна. В 2006 году во время прямой телефонной линии с президентом в эфир удалось пробиться жителям соседнего с Новозеленчукским хутора Дегтяревского. Тогда на всю Россию была озвучена проблема районного масштаба: в ставропольской глубинке нет воды. В. Путин потребовал скорейшего решения этого вопроса, и краевые чиновники в минимальные сроки разработали проект водоснабжения хуторов Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района, куда вошел и Дегтяревский. В итоге семь из девяти населенных пунктов сельсовета получили воду. А оставшиеся два — хутора Новозеленчукский и Воротниковский - нет. Потому что расположены в стороне от основного водовода, а прокладка лишних нескольких километров труб проектом не преду-смотрена.
Новозеленчукцы и воротниковцы пробовали, как соседи-дегтяревцы, дозвониться до президента России во время очередного телемоста с регионами. Но, видимо, лимит чудес для ставропольцев на ближайшие годы исчерпан: дальше вежливых телефонисток пробиться не удалось. Тогда решили писать. Но письма и обращения традиционно спускались вниз по бюрократической лестнице.
Внимание на себя обращает противоречивость чиновничьих ответов. В сельсовет с разницей в месяц из МЖКХ края пришли два ответа, подписанные тогдашним замминистра И. Ковалевым. Причем ответы разные. В первом, датированном ноябрем 2006 года, селянам сообщили, что после рассмотрения их обращения Новозеленчукский включен в «План водоснабжения населенных пунктов Ставропольского края на 2007-2010 гг.». При этом планируется строительство не только подводящего водопровода, но и разводящих сетей.
Но уже через месяц в ответ на запрос местного депутата пришло новое письмо. В нем говорится примерно следующее. Строительство водопровода к хутору Новозеленчукскому изначально не предусмотрено проектом «Водоснабжение населенных пунктов Новодеревенского сельского совета Кочубеевского района». И корректировать этот проект нецелесообразно, потому что невыгодно. Нужно разрабатывать новый проект и смету к нему. И вообще вопрос водоснабжения населения отнесен ФЗ № 131 к вопросам местного значения поселения.
А жизнь в хуторе продолжается. Хотя жизнь ли это? Из всех бытовых благ новозеленчукцам посчастливилось иметь только газ. В 2003 году в рамках краевой программы к Новозеленчукскому был подведен газопровод. Правда, разводящие сети жители проводили за свой счет. При том что большинство из них пенсионеры. Интересный факт: на хуторе, где нет воды вообще, умудряются функционировать фельдшерско-акушер-ский пункт, кондитерская фабрика и тепличное цветочное хозяйство.
Мы связались с главой Новодеревенского сельсовета Людмилой Елфиновой. По ее словам, проблема действительно существует. Хутор еще не оправился от градобоя 2006 года, не все жители расплатились с долгами за подведение газа, а пользуются они привозной водой из реки Зеленчук. Копеечного бюджета сельсовета на строительство водовода, естественно, не хватит.
Чтобы узнать планы самих чиновников на этот счет, «Ставрополка» направила в министерство ЖКХ запрос. Из ответа следует, что, в общем-то, перспектива получить доступ к благам цивилизации с помощью государства у новозеленчукцев довольно расплывчатая. Водовод к хутору хоть и включен в пресловутый «План водоснабжения населенных пунктов Ставропольского края на 2007-2010 гг.», но в перечне строек и объектов на два следующих года не значится. Этот вопрос только будет решаться. Да и то после завершения работ по строительству объекта «Водоснабжение населенных пунктов Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района». Причем последнему в текущем году быть законченным тоже «не светит» - не хватает почти 17 миллионов рублей.
24 апреля 2008 года