00:00, 22 апреля 2008 года

ЕГЭ, школьные медали и победы на олимпиадах - что даст право льготного поступления в вуз

Тем не менее в олимпиадном движении акцент с бескорыстной любви к учебному предмету давно уже смещается в сторону куда более прагматичную: победители получают право быть зачисленными в вуз на льготных условиях. Учитывая нескрываемые намерения Министерства образования и науки РФ в скором времени лишить медалистов традиционных льгот при поступлении, - это серьезно. Захотелось вглядеться, понять, что же это за явление такое – Олимпиада, тем более Всероссийская.

Итак, судите сами. Участникам предложили два тура. Первый – письменный. Вначале требовалось выполнить 10-11 заданий, включающих вопросы языкознания, истории языка и т. д. Затем сделать перевод древнерусского текста (XI век!) и разбор отдельных слов и выражений из него. Для того чтобы со всем этим справиться, необходимо знание исторической грамматики русского языка. Тем, кто, как автор этих строк, данный предмет изучал и сдавал в вузе, не нужно объяснять, насколько он сложен.

И в завершение - творческая работа. Написать эссе, отталкиваясь от одного из двух предложенных высказываний - русского писателя Аксакова и царского обер-прокурора Победоносцева. Цитата из Победоносцева – о давлении на общество печатного слова…

Второй тур был устным. За 15 минут нужно было подготовить публицистическое выступление на предложенную тему и в течение трех минут (пока падал песок в часах) его изложить перед жюри.

По мнению Виолетты Грязновой, сопредседателя жюри, доктора филологических наук, заведующей кафедрой общего и славяно-русского языкознания СГУ, в творческих работах – письменной и устной – дети оказались слабее, чем в знании теории. Виртуозно пользовались «домашними заготовками», но лишь немногие обнаружили свежий взгляд на предложенную тему и высказались нетривиально. Вспоминая прошлогодний ЕГЭ по русскому языку, можно констатировать, что это недостаток общий. На экзамене творческая часть просто не пошла – оказалось, что в массе своей дети даже «домашние заготовки» использовать не умеют…

Ставропольской команде на олимпиаде не хватило и знания теории тоже - в победители никто не вышел. Детей готовили высококвалифицированные, авторитетные в крае школьные педагоги. Но ситуация, как я поняла, была такова, что выполнение заданий требовало знаний на уровне младших курсов вуза. Об этом с болью говорили в кулуарах учителя из некоторых регионов, сопровождавшие ребят: стоило ли давать школьникам для перевода сложнейший текст XI века? Правильно ли требовать от них знания исторической грамматики на уровне второкурсника-филолога?

И здесь выплывает немаловажная для олимпиадного движения в целом, и для Ставрополья в частности, проблема. К конкурсу российского (не говоря уже о международном) уровня детей должны готовить «специально обученные» люди, тренеры. Такова реальность. Некоторые из них, имеющие убедительный список побед своих питомцев, предлагают услуги в регионах. Однако за их работу нужно платить, и немало. В наших лучших вузах можно готовить таких тренеров самим – но и на это требуются средства. Очевидно, что назрела необходимость не только в создании краевой программы «Одаренные дети», но и в том, чтобы пункт «подготовка к предметным олимпиадам» значился там, как говорят, отдельной строкой. Иначе финансовые затраты лягут полностью на родительские плечи – но не все способны их выдержать. Трудно сегодня Ломоносову из деревни Холмогоры…

На торжестве вручения наград победителям XIII Всероссийской олимпиады по русскому языку, поздравляя одиннадцатиклассников, все выступавшие подчеркивали, что они - уже студенты. И действительно, согласно федеральному закону, победители Всероссийских олимпиад получают по соответствующему предмету 100 баллов за ЕГЭ и принимаются без экзаменов в вуз на те факультеты, где данный предмет на вступительных экзаменах является профилирующим. Но, как говорится, гладко было на бумаге... Поговорив с участниками олимпиады, я услышала: что на факультеты журналистики без прохождения творческого конкурса победителей не возьмут; что на филфаке Санкт-Петербургского гос-университета профилирующий - русский язык, а на филфаке МГУ - литература; что многие вузы для льготного зачисления, кроме диплома победителя, требуют еще и школьную медаль...

В 2009-м, когда ЕГЭ станет единственной формой сдачи выпускных экзаменов на получение аттестата зрелости, проблемы могут начаться у победителей региональных олимпиад, которых сегодня вне конкурса берут местные вузы. За победу в краевом или областном конкурсе органы образования не могут поставить им 100 баллов по предмету в свидетельство о сдаче ЕГЭ, законом это не предусмотрено. Одним словом, назначая участие в олимпиадах главным критерием одаренности детей и их готовности получать высшее образование, Мин-обрнауки России, органы образования в регионах должны еще немало сделать, чтобы под благие намерения была подведена нормативная база.

«Таланту нужно помогать»
Газета «Ставропольская правда»
22 апреля 2008 года