Наблюдатели грядущего
Еще до второй мировой войны вымысел как таковой многим мировым аналитикам казался делом прежде всего художественным и потому не очень серьезным. Но когда в середине прошлого столетия начались разработки в направлении создания искусственного интеллекта, компьютерных технологий и виртуальных реальностей, ученые пришли к выводу о том, что следует отказаться от резкого противопоставления вымысла и реальности и говорить о некоем совокупном опыте. Не так ли распорядилась своей судьбой разгромленная и униженная, сожженная в 1945 году Япония, сумевшая выиграть у истории будущее и превратиться в экономическую супердержаву? Вот вам реальная, воплощенная фантастика.
Что же лежало в основе знаменитого «японского чуда»? А японцы «догадались» воплотить мечты и грезы из заимствованной американской научно-технической фантастики 1950-х годов. Эти «прививки будущего» обеспечили известный технологический рывок Японии в 1960-80 годах. А началось чудо с нашумевшего романа «Гибель Японии», который прочитала вся страна. По сюжету, из-за вулканических извержений Япония уходила под воду, а бежавшие японцы рассеялись по всему миру. В реальности же происходило чудо иного рода. Тысячи японцев оставляли свою городскую работу и, взяв деревянные ящички с картинками, расходились по деревням. Это были комиксы с сюжетами о том, как преображается послевоенная жизнь с приключениями мальчика-робота…
Существует ли русский фантастический проект будущего? Известно, что некие тайные проекты разрабатываются в Америке, но и, как пишет знаменитый Сергей Переслегин в своей книге «Самоучитель игры на мировой шахматной доске», в русском мире тоже есть собственные «наблюдатели грядущего». Что ж, ставропольский фестиваль фантастики – скромное подтверждение этого факта. Удивительно и то, что юные жители Ставрополья, не располагающие опытом жизни в далеком и не очень далеком прошлом, тем не менее несут в себе историческую память и понимание того, какая возможна расплата за ошибки и преступления человечества. Одаренные ребята по-своему выражают глубоко моральный протест против несправедливости и несовершенства мира. Разумеется, эти чувства выражены в фантастической иносказательной форме, но воздействуют они достаточно сильно, потому что юные авторы серьезны и разговаривают с нами, как взрослые. Близкие мысли высказывают и известные писатели-фантасты: «В будущем выиграет тот, кто сможет лучше составить проект и образный ряд» – Дмитрий Володихин. Или: «В ближайшее время выиграет та из стран, в которой осознают единство фантастики и политики…» – Максим Калашников.
В конкурсной номинации «литературные произведения» приняли участие 63 автора из разных районов и городов Ставропольского края. Возраст фантастов – от 11 до 24 лет. Сегодня мы публикуем наиболее удачные из прочитанных нами произведений.