00:00, 19 апреля 2008 года

Крепость, открытая для всех

- В молодости прочитал книгу итальянского философа Кампанеллы «Город Солнца» и решил: когда-нибудь построю подобный город. Город моего сердца, где будут собираться только хорошие люди, где не будет обмана и насилия, - объясняет идею создания музея бывший юрист и мастер спорта по вольной борьбе Адам Сатуев.

Приступить к осуществлению своего замысла житель Урус-Мартана смог только в 1999 году. По его признанию, многие односельчане и знакомые тогда удивлялись: самый разгар контртеррористической операции, перестрелки, гремят взрывы, гибнут люди, сплошная безработица, а старик затеял строительство. Причем он строил не дом, а... средневековые башни, аналогичные тем, которые возвышаются в горах Северного Кавказа.

Сначала Адам хотел ограничиться постройкой классического чеченского двора для своей семьи. Однако азарт и поддержка друзей, которые несли и несли к нему свои семейные реликвии, не давали остановиться. Он собирал оригинальные камни ( в том числе на развалинах в горных селах), деревья по всей республике и строил свои башни. За девять лет дом у дороги из мечты превратился в самый настоящий этнографический музей, экспонатам которого могут позавидовать государственные учреждения.

Судите сами. Стоит только войти в ворота – и сразу оказываешься в другой исторической эпохе. Ощущение такое, что находишься в средневековом замке. Стены из дикого камня, во дворе для удобства устроено несколько фонтанов, цветники. Рядом расположены боевые и жилые башни, которые соседствуют с землянками и другими хозяйственными постройками горцев, какими они были до освоения Кавказа Россией.

- Это жилая башня. Их строили обычно в три или четыре этажа, а внизу помещение, где содержалась скотина. Боевые башни строили отдельно, чтобы охранять аул или юрт. При появлении опасности на крышах сторожевых башен разводили костры, и вся округа знала о наступлении врага. Другим обязательным сооружением наших предков были родовые склепы, без них двор тоже считался недостроенным, - рассказывает Адам Сатуев. - Если ты, например, хочешь жениться, а родовой склеп не построен, то тебе не отдадут невесту. Считается, если у тебя нет склепа, то ты не собираешься жить нормально.

Внутри каждой башни на стенах подлинные национальные костюмы, оружие, картины и другие экспонаты. Изюминкой коллекции по праву считаются предметы быта, повествующие о непростой истории Чечни. К примеру, печная задвижка начала прошлого века с надписью «Город Грозный. Завод «Красная кувалда» и выцветшая фотокопия картины «А.И. Микоян, К.Е. Ворошилов и С.М. Буденный на I съезде трудящихся, провозгласившем автономию Чечни. Урус-Мартан. Январь 1923 года» рассказывают о советском прошлом республики. Кувшины и винные мехи XVIII столетия соседствуют с пожарной каской - в таких служили грозненские пожарные до революции. Все это по крупицам собрано в горных аулах, куплено на местных рынках либо подарено друзьями.

- Я сделал это не для себя, а для народа, - говорит Адам Сатуев. - И хочу, чтобы сюда приходило как можно больше людей. Они смотрят и радуются, и моя душа радуется вместе с ними. Что еще надо человеку!