Нина Владимировна и Анатолий Иванович КОРНИЕНКО на выставке сфотографировались с сыном и губернатором Александром ЧЕРНОГОРОВЫМ

Нина Владимировна и Анатолий Иванович КОРНИЕНКО на выставке сфотографировались с сыном и губернатором Александром ЧЕРНОГОРОВЫМ

© Фото: Александр ЦВИГУН

«Под прицелом» коллег по фотоцеху

«Под прицелом» коллег по фотоцеху

© Фото: Александр ЦВИГУН

Ставропольцы очень любят фотовыставки. А на хорошие еще и приходят...

Ставропольцы очень любят фотовыставки. А на хорошие еще и приходят...

© Фото: Александр ЦВИГУН

Ставропольцы очень любят фотовыставки. А на хорошие еще и приходят...

Ставропольцы очень любят фотовыставки. А на хорошие еще и приходят...

© Фото: Александр ЦВИГУН

На персональной фотовыставке Эдуарда Корниенко «Первая полоса»

На персональной фотовыставке Эдуарда Корниенко «Первая полоса»

© Фото: Александр ЦВИГУН

Имя этого еще молодого по возрасту, но уже опытного мастера хорошо знают не только в крае и России, но и за рубежом, где по его оперативным фотографиям судят о нашей стране.

И вот в стенах музея – первая персональная выставка Эдуарда с говорящим названием «Первая полоса». Первая полоса – это страница, с которой читатель начинает знакомство с очередным номером газеты, и, как правило, прежде всего взгляд его привлекают помещенные на ней снимки. Внимательный читатель «Ставрополки» привык, что здесь его ждут всегда интересные, дышащие жизнью кадры, подписанные фамилией Корниенко. При этом мы вовсе не задумываемся о том, как, собственно, находятся и делаются эти кадры, мы просто считываем заложенную в них визуальную информацию. Между тем за этой чаще всего сиюминутной информативностью открываются такие яркие, такие насыщенные динамикой и мыслью эпизоды. Неподдельная правда во всех проявлениях. Такая, мимо которой в будничной суете мы порой пробегаем, не замечая ее. Но вот человек с фотокамерой прошел нашим путем и увидел нечто, и тогда уже нам становится очевидно, мимо чего мы торопливо пробежали…

Где только не приходится бывать фотожурналисту в поисках новых и новых кадров: и в правительственных зданиях, и в домах селян, и на пышущем зноем хлебном поле, и в притихшей студенческой аудитории, и в шумном заводском цеху, и на многолюдной, бушующей политическими страстями площади. Всюду он успевает, неутомимый труженик, кажется, вовсе не знающий усталости. Но это нам только кажется. Наверное, лишь мы, работающие с ним рядом на очередном задании, знаем, какой ценой даются эти снимки. Впрочем, и мы часто не догадываемся, что остается за кадром. Ведь Эдуард очень много работает «в одиночку», и мы только с появлением его в редакции вдруг узнаем, что он привез из очередной поездки в горячие точки, а вот махнул в соседнюю республику, чтобы, пополнив запас фотоиллюстраций газеты, тут же снова отправиться в путь. Лучше всего говорят об этом, конечно же, его снимки. Здесь, в музее, они смотрятся уже отнюдь не иллюстрациями, это самые настоящие творческие работы Художника по натуре. И мы можем, вновь и вновь вглядываясь в них, пережить связанные с каждым из этих кадров волнующие мгновения.

Так и сказал об этом на открытии выставки первый заместитель главного редактора «Ставропольской правды» Михаил Цыбулько:

– Есть известное выражение о том, что фотограф – человек, который останавливает мгновения. И только настоящему мастеру дано продлить мгновения, заставить их жить еще долго, становясь поистине документами времени. Мы же по-товарищески гордимся таким коллегой. Его успех признан не только нами: не случайно Эдуард признан фотомастером года-2007 по версии такого уважаемого издания, как журнал «Тайм», где, кстати, Человеком года назван президент Путин!

Свою первую большую выставку Эдуард посвятил памяти друга Дмитрия Чеботаева, тоже фотожурналиста, трагически погибшего в мае прошлого года в Ираке. Судьба свела их в 2004-м в Цхинвали, где Корниенко бывает по нескольку раз в год, знакомя нас с происходящим в переживающей непростые времена многострадальной Южной Осетии. С тех пор им доводилось не раз вместе работать в разных уголках Юга России. Как сказал Эдуард, гибель товарища стала для него тяжелой утратой. Ну а всем нам это посвящение экспозиции памяти друга говорит еще и о том, что работа человека с фотокамерой часто бывает очень опасной. И люди, идущие на риск ради запечатленного мгновения, достойны особого уважения. Как точно заметил один из наших коллег, Эдуард добился признания своим мужеством. И в то же время бесконечный поиск кадра – мы это видели не раз – доставляет ему истинное профессиональное удовольствие. Только так и приходит к художнику удача. И, конечно, было приятно услышать, что сегодня в крае мало кто может соперничать с ребятами-фотокорами из «Ставрополки».

– Музейщики давно заметили, что у нас вообще очень любят фотовыставки, – призналась директор изомузея Зоя Белая. – И потому мы активно их проводим, чтобы показать творчество наших фотографов. На эти выставки к нам приходит всегда много посетителей, особенно молодежи, и это замечательно. Думаю, каждый, познакомившись с работами Эдуарда Корниенко, сможет убедиться, насколько это талантливый, интересный человек. Нельзя не сказать и о том, что выставка состоялась благодаря редакции, прежде всего главному редактору Василию Балдицыну, это свидетельство отношения газеты к своему сотруднику, понимание того, как важно поддержать творчески одаренного человека.

В этот день каждому из нас можно было много хороших слов сказать об Эдуарде. А общее мнение точно выразила журналист Лариса Прайсман:

– Мне вспоминается, как Эдик привез из Чечни большой фоторепортаж, и я имела честь писать текст к этому сюжету. Речь шла о вроде бы уже мирном Грозном. Глядя на эти снимки, я поняла, что главная черта его творчества – не экстремальность событий, а драматизм взгляда. Вот в кадре две женщины – молодая и пожилая – заняты обустройством дома, и видно, что дом-то полуразрушен. И в этой жизни посреди развалин – такой драматизм… Да и на, казалось бы, лиричной фотографии, отмеченной журналом «Тайм», «Девочка в троллейбусе» перед нами не просто зимняя картинка, нам ясно, что и у этой девочки на душе тоже, похоже, зима и драма. В этом важное свойство фотографий Эдуарда Корниенко, и в этом он – художник.

Посетивший выставку губернатор края Александр Черногоров, поздравив героя дня с большим событием, подвел своего рода итог всему сказанному:

– Снимки Эдуарда во многом делают лицо «Ставропольской правды», главной газеты края. В них – сама история и Ставрополья, и России. Я внимательно слежу за его работой и могу с удовлетворением отметить: в этих снимках отражены важные моменты нашей жизни, да, не всегда радостные ее стороны, тут и новостройки, тут и безжалостно срубленные в городе деревья, тут и жизнь богатых и нищих, но все это – жизнь. Хотелось бы пожелать, чтобы первая выставка была отнюдь не последней в его яркой творческой биографии.

* * *

На нашем сайте работы Эдуарда Корниенко представлены также в проектах «ВЕРНИСАЖ» и «ФОТОРЕПОРТАЖИ».

Наталья БЫКОВА

Кадры решают все / Газета «Ставропольская правда» / 15 апреля 2008 г.