Ирина Кучмасова, учительница музыки Михайловской средней школы № 4, девчонкой очень хотела стать актрисой. Выросла она в Иркутске, городе, известном своими театрами, ходить на премьеры приучилась рано и после окончания девятого класса решила поступать в местное театральное училище. Приемная комиссия приготовленные ею стихи, прозу и басню выслушала до конца, но на следующий тур не пропустила. Ирина, рассказывая об этом, до сих пор немного огорчается, строит предположения: наверное, была слишком зажата, вцепилась в спинку стула, а надо было ходить по сцене, вообще – двигаться... Но в комиссии, кроме известных иркутских актеров, сидел еще и писатель Валентин Распутин, она очень разволновалась.
«Здравствуйте, ребята!», поет Ирина Кучмасова. «Здравствуйте, учитель!», выпевают в ответ ученики. Уроки в Михайловской средней школе № 4.

«Здравствуйте, ребята!», поет Ирина Кучмасова. «Здравствуйте, учитель!», выпевают в ответ ученики. Уроки в Михайловской средней школе № 4.

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Помимо девятилетки, за плечами у Иры была музыкальная школа, оконченная по классу фортепиано, и девочка поступила в музыкально-педагогическое училище. Забегая вперед скажу, что от главной своей мечты – о сцене – она не отказалась окончательно и почти двадцать лет спустя получила на факультете искусств Ставропольского государственного университета вторую специальность – режиссера любительского театра. Это не просто штрих в биографии, а поступок, имеющий непосредственное отношение к ее учительскому кредо.

Вот что она написала в научно-педагогической работе, которую представила в жюри краевого конкурса «Учитель года-2008». «...В современном обществе резко повысился престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление школы дать детям именно знания, минуя способность чувствовать, думать и творить. Установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы прагматичны и ограниченны, а игры однообразны...».

Ирина Кучмасова на уроках музыки, занятиях хора и школьного театра, которыми руководит, старается научить учеников осознавать свои чувства и выражать их в пении, слове, пластике. Здесь важно уже то, что она с детьми о чувствах говорит. Неосознанные и непроговоренные эмоции уходят, как утверждает наука психология, в подсознание и в более взрослом возрасте дают о себе знать тревожностью, агрессивностью и теми болезнями, которые «от нервов». А в семьях наших такой психологической культуры нет – и традиции подобной нет. Духовно-эмоциональная сущность ребенка и для родителей часто – вторичная ценность.

(Это, замечу в скобках, не вспоминая уже о том, что мысли свои облекать в слова школьники не умеют тоже. Как показал прошлогодний Единый гос-экзамен по русскому языку, лишь 15 процентов ставропольских одиннадцатиклассников смогли объяснить, в чем заключаются тема и идея маленького, на две странички, и довольно примитивного текста…)

В пятницу у Кучмасовой первые два урока в пятых классах. В восемь утра в кабинет музыки пришел пятый «б». Дети еще не проснулись окончательно, заторможены.

«Здравствуйте, ребята!» – поет учительница. – «Здравствуйте, учитель!» – выпевают пятиклассники в ответ. Ирина Разумовна (да, такое у нее отчество – хотя, по ее рассказам, отца, в метрическом свидетельстве записанного Разумом, дома звали Колей) ставит на DVD неизвестный ученикам музыкальный отрывок и просит запомнить зрительные, словесные ассоциации, которые он вызывает. Я включилась в работу вместе с детьми. Видится как будто дорога в лесу, мелькание белых берез. Почему-то вспоминается фильм моего детства «Чайковский»... У ребят другие ассоциации. Кто-то увидел море, кто-то – рассвет, кто-то – даже поле битвы; один мальчик вспомнил рекламный ролик (где, как выяснилось, эта мелодия действительно звучит). Оказалось, отрывок – из оперы Мусоргского «Хованщина», увертюра «Рассвет на Москве-реке».

Дети сделали вывод: музыку можно видеть. А сама увертюра, такая мощная, такая жизнеутверждающая в заключительной своей части (это тоже сказали пятиклассники), приподняла их над пасмурным михайловским утром, над будничным школьным днем... И меня приподняла тоже – а совершила это вместе с великим русским композитором маленькая милая женщина с очень живым лицом и быстрыми движениями рук. Кстати, ее учительский стол и пианино стоят в кабинете на невысоком помосте – немного похоже на сцену. И, как хорошая актриса, любящая импровизировать, второй урок – в пятом «а» – она провела хоть и на ту же тему, но совсем по-другому.

Но больше всего мне понравилось ее занятие с хором младших классов. Малышей в кабинет Ирины Разумовны набилось человек сорок. По мановению ее руки они вначале рассказывали скороговорки, потом хлопали и топали, а потом почти в темпе группы «Доктор Ватсон» запели попурри из детских песен – и пели полчаса подряд, не меньше. Было видно, что им весело и уютно. Такой посреди устало ползущей последней школьной четверти островок счастья…

Музыкальные пристрастия могут сближать, а могут разъединять поколения. Нам в школьные годы разъясняли, что группа «Битлз» несет враждебную идеологию.

Помню заметку в тогдашней «Комсомолке», где насмехались над названием – «жуки», надо же! А нынче все понимают, что это классика прошлого века, ученики Ирины Разумовны пишут о ливерпульской четверке рефераты. Заканчивая восьмой класс и прощаясь с ее уроками, они знают, что мир музыки разнообразен, что есть Шостакович, есть джаз, есть песни Высоцкого. Современную молодежную музыку она с ними тоже слушает и обсуждает. По ее мнению, там много агрессивно-наступательного, много примитива. Иногда дети соглашаются, иногда нет. Возможно, больше с ними об этом не будет говорить никто. Мне кажется, в этом опыте обращения к внутренней, духовной жизни учеников и заключается главная ценность труда учительницы музыки Кучмасовой.

Не знаю, можно ли показать в полной мере эту ценность в рамках конкурса «Учитель года». Конкурсы я наблюдаю лет десять и часто удивляюсь предпочтениям жюри. Будь моя воля, я выделяла бы тех участников, про кого понятно: вот так кропотливо, умно и добросовестно учитель работает каждый день. А не тех, кто произвел одномоментный фейерверк (теперь все больше компьютерный). На конкурсах любят фейерверки…

Начальник отдела образования Шпаковского муниципального района Людмила Тарабыкина рассказывает, что уговорить педагогов выйти на профессиональные состязания становится все труднее. Со следующего года предполагается, что победитель районного тура «Учителя года» будет получать премию главы района в размере 30 тысяч рублей. Может, желающих станет побольше.

Но вот что в конкурсах хорошо – они заставляют учителя оглянуться на весь пройденный им путь, попытаться его подытожить. Есть такие итоги и у Ирины Кучмасовой.

Психологи провели в михайловской средней школе № 4 анкетный опрос и выяснили, что большинство детей с удовольствием занимаются в вокально-хоровой студии и на уроках музыки. Они с успехом поют на школьных праздниках, концертах, фестивалях, участвуют в районных и краевых музыкальных конкурсах, а также во Всероссийском в Москве. Среди них много лауреатов и дипломантов. Большое количество грамот и дипломов позволило Ирине Разумовне войти в десятку победителей конкурса «Портфолио учителя».

Но главное все же, наверное, в том, что для ее учеников музыка – живая…

Лариса ПРАЙСМАН

Живая музыка / Газета «Ставропольская правда» / 11 апреля 2008 г.