00:00, 1 апреля 2008 года

Быть или не быть международному морскому каналу «Евразия»

Мы уже сообщали, что в прошлом году этот проект стал главным в выставочной экспозиции Ставропольского края на XI Петербургском международном экономическом форуме. Дело в том, что из предполагаемых 650 километров канала порядка 270 «заберет» Ставрополье и в частности Апанасенковский район, порт тогда должен расположиться в селе Дивном. Ориентировочная стоимость проекта, по некоторым оценкам, доходит до 160 миллиардов рублей. Экономическая выгода для южных регионов страны очевидна: может появиться прямой доступ к морским транспортным путям. Однако план строительства канала, который по своей значимости может стать вторым Волго-Донским, по-прежнему остается на бумаге. Мнения ученых и чиновников довольно неоднозначны.

Ниже мы предлагаем точку зрения академика Международной академии экологии и природопользования, заслуженного мелиоратора России профессора А. КОНДРАТЕНКО.

Канал «Евразия» - проект, который поражает воображение. Еще бы. Соединить три южных моря одним водным трактом – замысел беспрецедентный по масштабам для судоходных каналов.

Некоторые данные позволяют утверждать, что сквозной водный путь из Каспийского моря в Понт Евксинский (как в древности называли Черное море) действительно существовал. Его, например, мог созерцать великий древнегреческий ученый-путешественник Геродот в V веке до нашей эры. Только десять тысяч лет назад, по расчетам современной науки, естественный пролив между морями перестал существовать.

Сделать степи судоходными – древняя мечта наших предков. И к строительству искусственной реки, которая могла бы соединить Каспий и Черное море, человечество возвращалось не-однократно. К сожалению, не удалось найти подтверждающих это документов XVII-XVIII веков. Но нам известно, что в XIX веке эта смелая идея воскресла в Новочеркасске, там даже было создано общество «Маныч», которое готовилось к выполнению работ по строительству водного пути Каспий – Черное море, был начат даже сбор финансовых средств для этих целей. Правда, воплотить замысел тогда не представилось возможным.

В начале XX века в акватории Кумо-Манычской впадины развернулись большие водохозяйственные работы. В результате в 1932-1936 годах на Западном Маныче возвели три довольно крупных водохранилища: Усть-Манычское, Веселовское и Пролетарское. Несколько позже, в пятидесятых-семидесятых годах, на Восточном Маныче было построено Чограйское водохранилище, предназначенное для обводнения и орошения засушливых восточных районов Ставрополья и Калмыкии. Водная поверхность этих искусственных водоемов составила 382 километра. Это половина длины предполагаемой трассы предполагаемого канала «Евразия».

Можно прогнозировать, что проектировщики и гидростроители столкнутся с большими трудностями, если приступят к реализации идеи. Во-первых, сам Каспий, который по-прежнему является загадкой для гидрогеологов. До сих пор полностью не изучена природа «скачков» уровня воды в нем. То Каспий катастрофически мелеет, то по прошествии некоторого времени словно оживает, начинает стремительно расти уровень воды. При этом поступление волжской воды практически не меняется во все времена. Например, за последние двадцать лет уровень воды в Каспийском море поднялся более чем на два(!) метра. А амплитуда колебаний за один век составляет ориентировочно 6,5-7 метров. При таких «пляшущих» горизонтах воды чрезвычайно сложно возводить гидротехнические сооружения. В этих экстремальных условиях однозначно потребуется строительство водозаборного сооружения, по сути, гигантских размеров.

Во-вторых, весьма остро встанут проблемы экологического равновесия в регионе предполагаемого строительства. Природа ранима, и экологическая безопасность при реализации подобных грандиозных планов должна стоять во главе угла.

При возведении водной магистрали от моря до моря будут выполнены колоссальные объемы дорогостоящих и архисложных строительных работ. И, рассматривая все аспекты финансовых издержек и прогнозируемой прибыли при условии хорошо налаженной работы водной системы, есть все основания полагать, что затраты окупятся сторицей. В транспортном отношении Манычский морской путь может быть поставлен в один ряд с мировыми морскими каналами, такими как Суэцкий, Панамский, Кильский. Эти искусственные водные артерии выполняют только одну функцию – транспортную. А вот «Евразия» вполне сможет использоваться для орошения и обводнения засушливых территорий.

Привлекательно выглядит в проекте «Евразия» решение многих социальных проблем. Так, не секрет, что сегодня беднеют люди, проживающие возле Маныча. Наблюдается отток населения из-за разорения сельского хозяйства, отсутствия рабочих мест, слабой инфраструктуры: во многих хуторах, станицах и аулах нет газоснабжения, водопроводов, канализации, нормальных дорог...

В случае реализации проекта канала «Евразия» в прибрежных районах Ставрополья, Ростовской и Астраханской областей, Республике Дагестан и Калмыкии появится большое количество рабочих мест. А кроме того – реальная возможность повысить степень самофинансирования дотационных субъектов Южного федерального округа.

Оживление вокруг предложения по строительству канала «Евразия» не случайно. Бассейн Каспия омывает берега нескольких государств: Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. Но в настоящее время из пяти государств Каспийского региона только Казахстан активизирует работу по продвижению проекта водного тракта, соединяющего Черное и Каспийское моря. Был предложен вариант софинансирования работ по технико-экономическому обоснованию и строительству канала «Евразия».

Россия, в свою очередь, ранее настаивала на строительстве второй нитки Волго-Донского судоходного канала. Однако на Международном экономическом форуме в 2007 году в Санкт-Петербурге президенты РФ В. Путин и Казахстана Н. Назарбаев недвусмысленно высказались в поддержку проекта по соединению морей.

Так все же – будет ли построен канал «Евразия»? Судя по всему, это вопрос времени. По мере наращивания производственных мощностей и более интенсивного использования земельных ресурсов – основного богатства южных регионов России - актуальность решения проблемы соединения двух морей будет возрастать. Немаловажное значение будет иметь такой фактор, как инициатива. Сегодня внимание федерального центра к этому вопросу робко пытается привлечь только правительство Ставропольского края. Руководители субъектов Южного федерального округа заняли, судя по всему, выжидательную позицию.

Без исправления ошибок природы нам в цивилизованном обществе не обойтись. И есть вероятность, что XXI век станет переломным моментом в решении актуальнейшей водной проблемы.


* * *

1 апреля :-)

P.S. Когда верстался номер, стало известно, что буквально на днях была утверждена проектная документация по каналу «Евразия». В середине апреля на востоке Ставрополья уже начнутся строительные работы. В связи с этим правительством края уже закуплено три больших современных парохода.

В течение недели они будут доставлены в село Дивное, которое в перспективе станет портом. Как сообщили «СП», суда в первую очередь предназначены для совершения круизных рейсов по Каспию и Черному морю. Билеты на первые прогулки по морским просторам, запланированные на лето 2010 года, уже поступили в продажу. По последним данным, куплено уже более половины билетов. И уже можно говорить о том, что тем самым был дан зеленый свет массовой спекуляции: на «черном рынке» цена билетов по сравнению с изначальной уже поднялась в два раза.

Помимо пароходов, также планируется покупка нескольких торговых морских судов.

* * *

(Соб. инф.).