Бабушкины уроки вязания
Татьяна немедленно захотела взять в руки спицы – взяла, а ничего не получилось. С трудом до-ждалась выходных, захватила подружкин наряд – и домой, в село! Бабушка с легкостью «прочитала» узор, и два дня они с Таней по очереди создавали свой шедевр – студентка даже на танцы в клуб не пошла. Зато возвратилась в город в обновке. Сейчас это трудно себе представить, но в те времена купить что-нибудь в магазине было весьма затруднительно – разве что по великому блату, а у спекулянтов хорошая вещь стоила столько, что не каждому было по карману. С тех пор проблем с нарядами у Татьяны не было – они с бабушкой решали их с помощью журналов или чьих-нибудь взятых для образца вещичек.
Но особенно выручили Татьяну бабушкины уроки. Когда она вышла замуж и у нее появились дети – они росли в сшитых и связанных ею одежках. Более того, все трое – даже сын – с легкостью унаследовали ее ремесло. Рукоделие спасло семью от многих проблем – Татьяна Ивановна вспоминает, с какими задержками выплачивали в девяностых годах зарплату, хотя, если честно, как вообще можно содержать семью на оклад библиотекаря?
Пальцевы удивили односельчан, когда в долг купили дорогущих ангорских коз – на весь район в те времена их было с десяток пар, одна из них – в Сухой Буйволе. Заниматься разведением этих животных стало удовольствием, особенно для детворы. Козлята - игривые проказники - устраивали такие представления для семьи, словно вы-ступали на арене цирка. Естественно, юные зрители не могли усидеть спокойно – и вместе с ними, что называется, ходили на головах. А когда мама была на работе, в доме царило такое… Однажды она возвратилась раньше положенного времени, открыла дверь – и чуть не упала от увиденного.
- Детвора – покатом лежит на паласе, кто телевизор смотрит, кто книжку читает, еще и двое соседских ребятишек в гостях, - рассказывает Татьяна Ивановна, - а на кресле, на самом верху, гордо восседает белоснежный козленок!
Хотела она поругать детей за то, что антисанитарию развели, но картина была настолько комичная, что мать просто рассмеялась, и все. Оказывается, четвероногий любимец – частый гость в детской комнате. Просто к маминому приходу его обычно возвращали в хлев и наводили в доме порядок.
- Спасибо, что хоть по одному козленку приводили, - улыбается Татьяна Ивановна, - а не все стадо.
Ангорская шерсть – лучший материал для рукоделия. Она теплая, упругая, блестящая, очень длинная – аж до 35 сантиметров бывает, а самое главное – белая, крась в любой цвет! В среднем взрослая коза дает до четырех килограммов шерсти, но на подворье у Пальцевых был один экземпляр по кличке Борька, превысивший норму почти в два раза. Как уже говорилось, вязать в семье научились все. Но прежде еще надо пряжи напрясть – была и механическая прялка, и ручная. Купили вязальную машинку «Нева» - этакий аршин с петельками и ткали все подряд – что модно и что в дефиците – носки, спортивные брюки, гамаши, юбки, свитера…
Продажей вязаных вещей от всего этого семья и жила. В то время ставропольская приятельница Татьяны, Галина Щедрина, как и многие россияне, ездила «челноком» в Польшу за товаром. Туда ехала не порожняком – «ангорку» везла «от фирмы Пальцевых» на любой цвет и вкус. Продукция шла нарасхват.
Татьяна даже благодарна судьбе за то, что она послала ей такие испытания, когда рассчитывать приходилось не на зарплату, а на свое хобби. Дети выросли не неженками какими-нибудь, а людьми закаленными, никакой работы не стыдящимися, каждый в жизни нашел свое призвание. Все получили высшее образование, нормально зарабатывают, но рукодельничать не перестали. Теперь уже не ради денег, а только для души. Старшая, Лена, абсолютно все шьет себе сама – вплоть до пальто. А младшей мама, чтобы не терять квалификации, связала нынче на Новый год вечернее платье. Подружки не поверили, говорят, это дорогая импортная вещь – сразу ведь видно!
Коз Татьяна Ивановна сейчас уже не держит, здоровье не то, да и нет необходимости. Наконец-то стало хватать на жизнь скромной зарплаты – она по-прежнему школьный библиотекарь. Не потому, что платить стали хорошо, просто потребностей стало меньше. Ну разве что душа попросит. Сейчас ее страсть –тюльпаны, которых собралось в ее садовой коллекции уже три десятка разных сортов, и еще - чтение. Как-то купила книжку «Чтобы осень была золотой», прочитала и поняла, о каком куске хлеба говорила ей бабушка в детстве.
Все там так замечательно описано – как правильно войти в пенсионный возраст, не почувствовав себя старым и никому не нужным. Для этого у человека должно быть занятие для рук и души. Книгу эту она дала почитать одной знакомой, другой, третьей… В общем, вся Сухая Буйвола теперь старости не боится – она к ней грамотно готовится. Женщины в самом расцвете лет учатся вязать и вышивать – как подруга Татьяны, школьный лаборант Галина Рубцова, например. Или медсестра Надежда Коровина. Татьяну Ивановну ее ученицы и читательницы щедро одаривают «дивидендами» - в виде искренних, теплых и душевных слов благодарности за то, что помогла найти им радостные краски в серой обыденной жизни.
Петровский район.