00:00, 16 февраля 2008 года

Кто починит уличный водопровод?

Ныехавшему по письму корреспонденту «Ставрополки» жители злосчастной улицы имени Сараева «спели» свою грустную песню со всеми подробностями. Вспомнили благодатные времена, когда были они молоды и полны энергии, работали в здешнем колхозе, слава которого гремела далеко за пределами района. Руководил хозяйством Иван Смагин - при нем собственно и обретало Константиновское все блага: строились дороги, проводились вода и газ. Любовь Леонова и Александра Брыкалова наперебой рассказывают, какой хороший человек был их председатель.

Бывало, сломается техника – он никогда людей не ругал: надо – значит, запчасть без проблем выдаст, а то и на новый трактор человека пересадит. «Железо есть железо – все можно заменить, а вот человека – никогда», - говаривал председатель. Светлую память хранят о руководителе колхозники, и эти слова его о железе вспоминают на улице имени Сараева ежедневно: одни, глядя на пересохший кран, другие – вытаскивая из колодца ведро воды, которое с годами кажется все тяжелее.

В семидесятых годах прошлого века в Константиновское пришла вода. На улицах через каждые 150 метров появились общественные колонки, частных водопроводов изначально не было вообще. Это уже потом, гораздо позднее, стали проводить воду в домовладения: в первую очередь ветеранам войны, передовикам производства, потом всем желающим в порядке очередности. Собирались на заседание члены правления – а собственником водопровода был колхоз – и решали, чье заявление удовлетворить, а с чьим повременить.

Потом наступили иные времена. Вместе с новым веком появились новые хозяева и у всех благ цивилизации, в том числе и у воды, вернее, водопровода: его колхоз передал на баланс в специализированную контору, называемую «Водоканалом». По документам у них действительно числится магистральная труба, несущая живительную влагу по селу, а все остальное – то, что не передавалось и не переоформлялось, является частной собственностью. Ремонтировать эти прогнившие ответвления «Водоканал» не имеет ни права, ни средств. У собственников своя правда: колхоз создавал для них блага, потому что они их заслужили...

Пока все было нормально, жители улицы имени Сараева нисколько не огорчались положением частников. Исправно платили за воду, и тут, заметьте, никто от них не отказывался, не говорил: «Вы не наши». Но в позапрошлом году, когда были сильные морозы, случился порыв трассы. Вот тут и всплыли нарушения стандартов: трубы оказались зарытыми в землю не на метр двадцать, как положено по нормам, а на восемьдесят сантиметров. Поизносились и соединения, да и трубы тоже подверглись коррозии. Пришлось жильцам среди зимы браться за ломы и лопаты и устраивать «субботник».

А в нынешнем январе вновь порыв, причина все та же – изношенность труб. Глава администрации Константиновского сельского совета Александр Масловец помог со сваркой, так что вода вновь вернулась в дома – за исключением тех, у кого трасса попросту замерзла. Им, конечно, летом придется заниматься земляными работами. По словам главы администрации, это проблема не одной только улицы имени Сараева, в Константиновском немало владельцев таких же частных водопроводов, проложенных слишком близко от поверхности земли и не выдержавших 20-градусных морозов.

- На днях будем собирать председателей уличных комитетов и решать, что можно сделать в этой ситуации, чтобы беда не повторилась в будущем, - говорит Александр Васильевич.

Люди, в общем-то, и сами понимают, что ждать милости от «Водоканала» - только время терять. Потому на некоторых других сельских улицах уже позаботились о себе сами – вскладчину отремонтировали прогнившие участки водопровода. Улица Сараева, возможно, тоже так сделала бы, но здесь контингент, к сожалению, подобрался небогатый – все как один пенсионеры. Впрочем, складываться им, по всей видимости, все равно придется, и они об этом уже поговаривают, но этой категории больше всего обидно не за расходы даже, а за фразу «вы не наши». На руках бывших колхозников остались только бумаги с решением правления о подводе воды. Они отдали свою жизнь этому селу, колхозу, который давно уж принадлежит инвестору. Как тут не вспоминать им времена, когда все проблемы мог решить председатель.

- Обидно, что все народное добро «прихватизировали» – нашлись хозяева и на газ, и на воду, только мы остались в этой жизни ничейные, - говорят они с горечью.

И возразить тут нечем…

«И я ничья, и ты ничей»
Газета «Ставропольская правда»
16 февраля 2008 года