00:00, 15 февраля 2008 года

Дон Сезар не обманул

Тем не менее театр на такую попытку пошел: свою режиссерскую версию предложила поставившая спектакль народная артистка РФ Наталья Зубкова. Впрочем, не она одна, поскольку спектакль - творение коллективное, к коему причастна вся группа, участвовавшая в подготовке премьеры - художники, костюмеры, музыкальные оформители и, разумеется, актеры. Так появился в афише театра свой «Дон Сезар де Базан».

Не сомневаюсь: старшему поколению это название говорит о многом таком знакомом... А вот как молодежь? Меня лично порадовало восприятие спектакля молодой частью зрительного зала. Потому что уже вскоре после начала действа стало понятно: а ведь многие из присутствующих просто-напросто понятия не имеют о легендарном идальго - графе де Гароффа, смельчаке и поэте, чей образ давно стал олицетворением рыцарской чести в самом высоком смысле слова. Все- таки согласитесь, даже в сугубо прагматичный, компьютерный и еще какой угодно ХХl век это понятие не утратило своего нравственного значения и нестареющего очарования. Да, его заслонили иные, так и лезущие в глаза «новые ценности», однако покуда в человеке бьется живое, горячее, способное любить и ненавидеть сердце, ему, несмотря ни на что, будут интересны и близки такие «идеальные страсти», чистые душевные порывы и бескорыстная самоотверженность. И пускай назавтра после похода в театр человек вновь столкнется со страстями реальными и далеко не столь благородными, в нем будет жить весьма полезное воспоминание, согревающее душу. К чему я это? А вот к тому: в антракте довелось услышать, как очень приличного вида молодой человек торопливо звонил по мобильному, видимо, своей подружке:

- Слушай, спектакль офигенный! Ты много потеряла, что не пошла... Жуков так здорово играет! А еще декорации такие красивые, и драки на шпагах, короли всякие...

При всей специфичности лексики парня характеристика спектаклю дана, по-моему, достаточно красноречивая. Заслуженно эмоциональная. И хотя «офигенной» я бы постановку все же не назвала, есть в ней главное - добротная театральная героика и качественное внешнее воплощение исходного драматургического материала. Что уже само по себе важно, ибо известно, увы, немало примеров, когда даже очень хорошая пьеса на сцене превращалась в нечто, мягко говоря, далекое от оригинала. Сегодня вообще стало модным настолько вольное «переосмысление» классики, что прямо дух захватывает от возмущения... Здесь пьеса не испорчена, и нам, не избалованным нынче качественными зрелищами, предлагается хорошего уровня вполне «съедобный» продукт.

В самом жанре пьесы - героическая комедия - уже заложен двоякий смысл. Главный герой - неисправимый и неунывающий романтик, помещенный в атмосферу веселых приключений. И вслед за упомянутым выше молодым зрителем стоит отдать должное исполнителю роли Дона Сезара де Базана артисту Александру Жукову. Не будет преувеличением сказать, что это прежде всего благодаря ему в спектакле присутствуют обе заявленные «стороны медали». За этим исполнителем давно и прочно закрепилось амплуа героя, и он неоднократно успешно это подтверждал. Сегодня А. Жуков находится в счастливой поре, когда гармонично сочетаются еще достаточно молодой возраст и уже солидный профессиональный опыт. Судьба удачно выбрала момент, дав актеру возможность поработать над образом Дона Сезара: помимо героики рыцарства, здесь еще есть хороший юмор, который Жукову тоже всегда явно нравился. Словом, артист играет «в свое удовольствие», доставляя при этом радость зрителю. И стоит герою ненадолго покинуть сцену, как публика уже ждет его следующего выхода. Правда, временами Александр позволял себе чуть похулиганить мимикой, но поскольку делалось это в меру, то даже в какой-то степени прибавило выразительной индивидуальности внешнему облику героя.

Много раз говорилось, но хочется повторить еще и еще раз: всякий спектакль держат прежде всего актеры. Так случилось и в новой премьере. Например, заслуженный артист РФ Борис Щербаков в роли коварного придворного интригана Дона Хозе вершит поистине чудеса профессионализма, поскольку изначально его персонаж вообще-то настолько ходульный, что кажется - ну чего тут можно сыграть. Но злодей у Щербакова получился весьма колоритным, таким, рядом с которым и без того положительный главный герой выглядит еще более положительным! А ведь ансамблевость исполнителей дорогого стоит. Свой вклад в нее делает дуэт вроде бы вполне второстепенных персонажей - эдакая сладкая парочка Маркиз и Маркиза в исполнении артистов Владимира Петренко и Юлии Бескровной. Откровенно карикатурные, придурковатые и очень забавные «орудия» в руках нехорошего министра удачно вписаны в общую стилистику авторской драматургии. Партнерша даже принесла себя в жертву образу, специально «украсив» лицо длинным носом а-ля Буратино: прием, конечно, не новаторский, но уместный. Довольно не-ожиданным предстает в спектакле начинающий актер Денис Орлов, изображая короля Карла ll: от мрачной фигуры сластолюбивого монарха веет такой средневековой и прямо-таки не комедийной жутью, вызывающей тем не менее веселый смех в зале. Как и должно быть!

Разумеется, нельзя не сказать о героине, вокруг которой разворачивается, собственно, вся интрига, - красавице-певунье Маритане, волею судьбы и кознями министра вознесенной с простонародной улицы аж во дворцовые покои. Сложилось впечатление, что исполнительница роли Ирина Баранникова еще не решила для себя, какой именно Маританой ей следует быть - разудалой и пылкой «простой девушкой», какой она начинает спектакль, или той светской благовоспитанной паинькой, в какую она превращается во втором действии. Не сомневаюсь, актриса вскоре решит эту задачу, но вот что при этом понадобится обязательно, так это найти некий сценический ход, способный убедить зрителя в обоснованности преображения героини. Мне все же кажется, даже облачившись в богатое платье, бедовая девчонка Маритана должна сохранить в себе то природное авантюрное очарование, которое делает этот образ столь привлекательным. Не за это ли столько знатных мужей влюблялось в девушек, выросших в трущобах? И не случайно столько разных авторов успешно строили на этом сюжете свои произведения. А еще облику Маританы не помешает прибавить юмора, в том, что И. Баранниковой это вполне по силам, мы могли убедиться в целом ряде ее предыдущих работ, от подзабытого авангардного спектакля «Ю» до памятного «Халам-Бунду»...

В чем еще нельзя не согласиться с тем молодым зрителем, чей телефонный разговор я нечаянно подслушала в антракте: есть в спектакле неодушевленное, но тоже запоминающееся, талантливое «действующее лицо» - это декорации. Хотя заслуженный художник России Валерий Мелещенков, работая над ними, действовал, казалось бы, не в русле веселой комедии, надо отдать должное выразительности сформированной им внешней среды, в которой живут герои спектакля. А стараниями умелых осветителей старинная площадь испанского города, на которой пляшет Маритана под тяжелым взглядом своего коронованного воздыхателя, при ином освещении словно по волшебству превращается в самый настоящий каземат, где ждет печальной участи несгибаемый идальго Дон Сезар.

Несколько понарошечными выглядят в спектакле поединки на шпагах, потасовки и хореографические сценки. Занятым в этих массовках студентам театрального отделения пока еще явно недостает умения органично существовать в пространстве сцены, отсюда тяжеловатость и негибкость движений. Впрочем, это как раз дело наживное, приходит с опытом. Рискуя быть обвиненной во вкусовщине, все же позволю себе не во всем согласиться с подходом к костюмам ряда персонажей. Так, наряды уличного люда, включая и саму Маритану в первом действии, показались перенасыщенными мрачноватыми черными красками. Все-таки, это же комедия, и весело пляшущий народ мог бы быть поярче. Мне кажется, здесь разноцветная пестрота добавила бы спектаклю вовсе не лишней эффектной выразительности.

*****

Согласитесь, неплохо убедиться после спектакля в том, что опасения были напрасны и ожидаемого разочарования не случилось. Можно не сомневаться: появление в репертуаре «Дона Сезара...» привлечет многих зрителей, у которых появился шанс провести хороший вечер не у надоевшего телевизора. А потом, быть может, все-таки взять и посмотреть милые сердцу замечательные старые постановки по названию «Дон Сезар де Базан». Отчасти это можно сравнить с тем, как гурман после сытного обеда смакует в воспоминаниях приятные вкусовые впечатления.