Владимир ЛЫЧАГИН: власть и творчество в России неразделимы
- Владимир Маркович, исторически сложилось в нашей стране, что творческая интеллигенция, объединенная в союзы, вот уже много десятилетий достаточно активно взаимодействует с властью, участвуя в решении важных для всего общества вопросов. Как строятся отношения этих организаций с правительством края сегодня?
- Вы понимаете, конечно, что никакой идеологической составляющей в этих отношениях давно нет, есть партнерство, продиктованное общностью интересов и целей. Да, можно сказать, что фактически государство влияет на деятельность творческих союзов. Но через субсидии социального характера, тем самым заявляя, что эти организации были, есть и останутся важными субъектами культурной и социальной политики. Вообще изначальной идеей союзов - между прочим, задолго до революции - были социальная поддержка и защита прав творца в том или ином виде искусств. В советское время на них была возложена функция своеобразного идеологического контроля. Посредством их правящая партия регулировала направленность спектаклей, книг, картин и иных произведений. Например, Союз композиторов упорно «учил», что оперы Шостаковича и Мурадели «Катерина Измайлова» и «Великая дружба» не есть произведения искусства. Конечно, та пора уже прошла. А вот новые формы социального партнерства и защиты творцов еще не вызрели в духе нового рыночного времени.
- Государство, по-видимому, не случайно не отказывается от части советского опыта взаимодействия с творческими союзами, понимая их сегодняшние трудности.
- Эти трудности, как вы верно их назвали, очевидны: у союзов просто-напросто нет денег на осуществление своих социальных функций. И органы власти, в том числе региональные, по мере возможностей оказывают творческим людям поддержку. На эти цели правительство Ставропольского края ежегодно выделяет средства из бюджета. Да, не бог весть какие, но все же ряд ветеранов культуры, а также талантливая молодежь получают стипендии и премии, а в 2008 году по представлению министерства культуры их число предполагается увеличить. Не остаемся мы в стороне и от помощи союзам в проведении юбилеев и творческих командировок. А в последние два года значительную роль в объединении творческих союзов взял на себя созданный правительством края Литературный центр. Словом, делается немало полезного для сохранения партнерских отношений.
- Не так давно этой работе было посвящено заседание коллегии министерства культуры. Каков основной вывод?
- Я бы начал ответ с пояснения ситуации в целом. А она в жизни творческих союзов строилась главным образом на надеждах, что федеральный закон о творческом труде и союзах наконец-то будет принят Госдумой России. Документ в основном готов, оставалось провести его во втором и третьем чтениях. Но вот год завершился, сменился состав самой Думы, а закон в очередной раз отодвинут на неопределенное время, к тому же из профильного комитета ушли такие «бойцы» за него, как Кобзон и Говорухин. В то же время ситуацию нельзя считать безнадежной. Правительство России выпустило очень важный, своевременный документ, определяющий порядок выделения субсидий в поддержку творческих союзов, где, к нашему общему удовлетворению, впервые прописываются правовые нормы социальной поддержки ветеранов.
Наше сотрудничество в крае носит достаточно многогранный характер. Например, с главами городов и председателями представительных органов Ставрополя, Невинномысска и Кисловодска министерством решались вопросы закрепления за художниками помещений мастерских и студий. Решена и проблема содержания мастерских: они отнесены к разряду коммунально-бытовых объектов группы «население», что позволило значительно снизить расходы. При нашей постоянной поддержке проходят различные мероприятия союзов: за год проведено около 40 художественных выставок, члены союзов участвовали в восьми международных и всероссийских фестивалях и конкурсах, проведено около ста творческих встреч и литературных праздников. В одном только Литературном центре состоялось 75 вечеров. Причем Литцентр этим свою деятельность вовсе не ограничивает, помогая союзам в привлечении спонсорских средств для издания книг ставропольских авторов, содействуя увековечению памяти ряда деятелей культуры, таких, как Илья Сургучев, Андрей Губин, Геннадий Фатеев.
- Литцентр уже пора переименовывать, потому что он фактически работает на все творческие организации края...
- Собственно, он таким и задумывался - как Дом работников искусств. Идет постоянная, замечательная, на мой взгляд, коловерть с участием и писателей, и художников, и музыкантов, и актеров. Потребность в подобной форме зрела давно, и сама жизнь подтолкнула к созданию такого государственного учреждения. Со дня создания мы ориентировали Литцентр на укрепление межсоюзных связей, одновременно подчеркивая в названии литературную составляющую - во имя популяризации ставропольской и вообще российской словесности. Это важный акцент! Дело в том, что у большинства других союзов есть свои возможности и формы выхода на широкую аудиторию, а литераторам сложнее, значит, им нужно помочь. И должен сказать, творческая интеллигенция ценит эту заботу.
- Интересно, а как в остальном цивилизованном мире обстоит с поддержкой творческого человека?
- В большинстве стран просто нет подобных организаций. Форма творческого союза - наше отечественное изобретение, прижилась только у нас, в других бывших соцстранах имела место, но почти нигде не сохранилась. Союз как своеобразный реликт профессионального объединения по направлениям и видам искусств остался по-настоящему жив только в России.
- Владимир Маркович, как вы оцениваете сегодняшние взаимоотношения власти и творческих союзов?
- Безусловно, позитивно. Считаю, что в этом направлении в крае наработан значительный опыт, фундаментальной основой которого является в хорошем смысле заказ на проведение тех или иных творческих мероприятий, будь то художественная выставка, театрализованный праздник или концерт. В 2007 году на Ставрополье широко отмечался юбилей краевой писательской организации, и в его рамках удалось сделать немало полезного. В том числе в совместном поиске издателей книг. А издатели, к счастью, находятся, особенно если писательская организация прилагает свои усилия. Кстати, во всем мире книги издаются не государством, то есть не на деньги налогоплательщиков, а за счет издателей, заинтересованных в будущей продаже данной конкретной книги. Идет рыночный отбор на литературном пространстве. Возможно, это не лучший способ регулирования издатель-ского процесса, но он действует по-своему эффективно.
У нас же, подчеркну, финансируется бюджетом края журнал «Литературное Ставрополье». А наряду с ним выходят и частные издания - «Южная звезда», «Голос Кавказа», «Лира Кавказа». Таким образом, общее число литературных изданий в крае вполне достаточное, публиковаться есть где. В ряде газет регулярно публикуются литературные страницы, среди которых не могу не отметить прежде всего «Литгостиную» «Ставропольской правды», не одно десятилетие открывающую нам новые творческие имена. Наличие столь широкого круга авторов уже вызывает необходимость обсуждения качества произведений с привлечением профессиональной критики. Есть проблема и в другом - выявить идущие на смену молодые таланты. Они почти на 70% - члены литобъединений, но каждое варится в своем соку. Хотелось бы организовать, как бывало когда-то, краевой семинар молодых, а потом еще издать и их сборник, и молодежный спутник «Литературного Ставрополья»...
- Почти все действующие в крае союзы проявляют себя, по-моему, активно, занимая свою нишу в культурной жизни.
- Да, это особенно заметно по организации наших художников, которые в 2008 году, кстати, будут отмечать 70-летие своего союза. Это союз сильный, много делающий для общественной жизни края. Только за один год в Ставрополе прошли такие значительные события: выставки Гойи и Дали, скульптуры Юга России, к 160-летию кафедрального Андреевского собора... Союз ставит перед собой ответственную задачу - шире показывать в краевом центре мастеров со всего Ставрополья, ведь есть очень интересные художники в Пятигорске, Невинномысске, Буденновске...
Прочно занял свою нишу в культурной жизни растущий Союз дизайнеров, отметивший в прошлом году десятилетие. Главным событием для дизайнеров стал ежегодно проводимый на Кавминводах Всероссийский фестиваль дизайна «Феродиз». Кроме того, члены союза успешно проявили себя на Международном смотре-конкурсе по архитектуре и дизайну и на Южнороссийской выставке дизайна.
Все больше заявляет о себе и молодой Союз фотохудожников. Только за 2007 год работы наших мастеров демонстрировались на Международном фотофестивале «Сибирское биеннале» и целом ряде всероссийских выставок, принеся авторам престижные дипломы и награды. Стабильно и разносторонне организует работу старейший Союз театральных деятелей. Особенно хорошо здесь поставлены забота о ветеранах сцены и молодежи, а также шефское сотрудничество с народными театрами края, с Домами детского творчества и детскими студиями. На таком деятельном общем фоне пока весьма «бледен» малочисленный Союз композиторов, существующий фактически формально. Тому есть причины, не зависящие от возможностей региона. Но министерство все же старается держать в поле зрения наших музыкантов, многие из которых довольно успешно занимаются творчеством. Хотя получается, что заметного корпоративного влияния на культурную жизнь края они пока не имеют. А жаль, поскольку могло бы быть и наоборот, стоит лишь вспомнить проведенный два года назад в рамках «Музыкальной осени Ставрополья» отчетный концерт по произведениям ставропольских композиторов. Но это было уже два года назад.
- Чего ждать краю от творческой интеллигенции в ближайшем будущем, какие вообще у нее перспективы?
- Главное, что ее место в общем культурном процессе в России неотменимо и незаменимо! При всех трудностях переживаемого периода мы все-таки находимся, в общем-то, в русле общеевропейских и мировых тенденций. Да, есть в нашем национальном менталитете такая сторона, как патерналистское отношение государства к художнику. Художник всегда искал у государства защиты и помощи, а государство всегда являлось и заказчиком, и потребителем конечного продукта. Эта сыновне-отцовская связь постепенно распадается: как в семье, когда «отец» состарился, «сын» вырос, пора бы ему жениться и на своих хлебах жить, а он все просит и просит - дай, дай, дай... От этого мы понемногу избавляемся. Но я убежден, что высокие образцы творчества никогда по законам рынка жить не будут, и тут организующая и поддерживающая роль государства и общества останется по-прежнему актуальна. «Выпекающий» детективы автор жил и будет распрекрасно жить сам. А вот искусство, требующее много времени и вдохновения, генерации новых идей, нового изобразительного языка, конечно, нуждается в поддержке. И когда появляются одаренные люди, способные на прозрение, их каким-то образом государство должно опекать. Проблема - в механизме этой опеки. Потому что за деньги налогоплательщика государство несет ответственность: каков именно прок от приобретенного «товара».
- Возможно ли вообще ждать от культуры ощутимого, то бишь материального прока?
- Это как посмотреть! Современная культура по многим направлениям во всем мире становится все больше индустрией, представляя собой объект выгодного вложения средств. Но это тема уже совсем иного разговора...
8 февраля 2008 года