Подвиг народа
К сожалению, одно из наиболее важных сражений Великой Отечественной войны не нашло должного освещения в отечественной военной историографии. О кровопролитной битве, в которой участвовали миллионы человек, тысячи танков, орудий и самолетов, не снимались эпические киноленты, скупо рассказывалось в учебниках по истории. Причину «невнимательности» историков можно объяснить тем, что в битве за Кавказ на стороне немецких агрессоров выступили значительные воинские соединения, составленные из предателей. А затем, как известно, последовала депортация некоторых народов Кавказа. Однако, это ни в коей мере не должно умалить героического подвига, совершенного нашими солдатами и тружениками тыла.
*****
Битва за Кавказ разворачивалась в чрезвычайно сложной обстановке. Весной 1942 года Гитлер поставил своим войскам задачу лишить СССР основных экономических баз на юге страны и, главное, овладеть кавказской нефтью, без которой немецкая военная машина была обречена на поражение. Вследствие этого основные силы врага сосредоточивались на южном участке советско-германского фронта.
Немецко-фашистские войска, наступавшие на Кавказ, были объединены в группу армий «А», которой командовал генерал-полковник Эвальд фон Клейст. Это были самые отборные войска: три танковые дивизии, 17-я полевая армия и румынские войска в составе трех кавалерийских и трех горнострелковых дивизий. Для ведения боевых операций на высокогорных участках Главного Кавказского хребта использовали 49-й горнострелковый корпус генерала Рудольфа Конрада. В этот корпус входили лучшие альпийские дивизии немцев: 1-я и 4-я горнострелковые и 97-я и 101-я легкопехотные. На знаменах этих дивизий красовались белые цветы гор. Обе они были снабжены самым совершенным снаряжением. Всего кавказская группировка врага насчитывала 167 тысяч солдат и офицеров, 1130 танков, 4540 орудий и минометов, около тысячи самолетов.
Противостоять такой армаде разгромленные в кровопролитных боях на Дону войска Северо-Кавказского и Южного фронтов не могли и отступали. 12 августа начальник штаба вермахта генерал Гальдер заключил: «Русская кавказская армия… идет навстречу полному разложению». Практически беспрепятственно немцы захватили Ставрополь, Армавир, Буденновск, Георгиевск. Прекрасно вооруженные альпийские отряды немцев заняли перевалы Клухор, Санчаро, Марухский и кое-где прорвались на их южные скаты. В районе Эльбруса части немецкой дивизии «Эдельвейс» захватили «Приют одиннадцати», Чипер-Азау, Хотю-Тау. Создалась угроза прорыва противника к морю через высокогорные перевалы.
Обстановка осложнялась еще и тем, что вся железнодорожная линия Баку — Ростов была забита эшелонами с заводским оборудованием и беженцами. «С болью в сердце смотрели мы на эти длинные скорбные эшелоны с тысячами женщин, детей, стариков. Теплушки стояли одна за другой от Нальчика до Беслана, от Гудермеса до Махачкалы, от Дербента до Баку», - пишет в своих воспоминаниях командующий Кавказским фронтом генерал армии Иван Тюленев.
Однако праздновать победу фашистам было рано. В тяжелых сражениях под Моздоком, Туапсе и на перевалах Главного Кавказского хребта советские войска измотали противника. Вот что писал пленный немецкий фельдфебель: «Мы находимся в дремучих лесах Кавказа. Селений здесь очень мало. Идут тяжелые бои, драться приходится за каждый метр. Солдаты, которые были в России в прошлом году, говорят, что тогда было много легче, чем теперь на Кавказе. Почти постоянно мы находимся в ближнем бою с противником. Вокруг ужасный грохот, из леса на нас летят камни, свистят пули. Русские стрелки невидимы. А у нас потери и снова потери, ибо в горах мы лишены танков и тяжелого вооружения и вынуждены действовать винтовкой и пулеметом. Наши летчики хотя и помогают нам, но они ничего не видят в лесистых горах. Нас изнуряет жажда на этой отверженной богом высоте. Внизу, в долине, воды сколько угодно, но — увы! — там тоже сидят русские — озлобленные и упрямые».
Поразительный массовый подвиг совершили бойцы и командиры 392-й стрелковой дивизии. Оказавшись в окружении, бойцы в полном составе за пять дней перешли через высокогорный перевал Довгуз-Орунбаши, неся на руках не только вооружение, но и 400 тяжелораненых. На всю страну прославился женский полк ночных бомбардировщиков под командованием уроженки Ипатовского района Е. Бершанской. Боевые заслуги военных летчиц, среди которых было немало ставропольчанок, 22 раза были отмечены в приказах Верховного Главнокомандующего. Никто, в том числе и дети, не остался в стороне от борьбы с врагом. Они разбрасывали листовки, сжигали немецкие машины, выводили из строя линии связи. За это многие юные патриоты были замучены оккупантами. Среди них – подпольщик из села Величаевского, Герой Советского Союза Александр Скоков, минераловодские подпольщики Володя Ковешников, Женя Алферов.
Героизм советских воинов на передовой обескровил врага, и 1 января 1943 года началось наступление советских войск. Через три дня штурмом была взята столица Кабардино-Балкарии Нальчик, а на следующий день освобождены города Прохладный, Майский, станица Котляревская. Отступающие фашисты отчаянно сопротивлялись и контратаковали преследующие их советские части. Но уже 11 января были освобождены Пятигорск и Кисловодск. Начались бои за Минеральные Воды. Первой в город-курорт ворвалась 52-я Краснознаменная танковая бригада. Танкисты, прорвавшись к железнодорожной станции и подбив два паровоза, создали пробку, в которую угодили эшелоны с танками, боеприпасами и другими военными грузами. 20 января был освобожден Невинномысск, а 21 января — Ставрополь.
Отдавая дань подвигу, совершенному нашими земляками, губернатор Ставропольского края Александр Черногоров подчеркнул, что их мужество и героизм, беззаветная преданность Отчизне и сегодня являются могучим нравственным фактором, ярким примером стойкости и самоотверженности.