Ветеран-хлебороб из колхоза «Егорлыкский»
В один из предпраздничных дней корреспондент «СП» встретился с ветераном-хлеборобом.
- О чем рассказывать-то? Как лопатой да вилами с малых лет орудовал? Кому это интересно? Молодежь нынче больше биографиями артистов да олигархов интересуется. А тут – простой колхозник…
С такого вот монолога началась наша беседа. Но мало-помалу Анатолий Викторович увлекся воспоминаниями.
- Все, баста! Хватит в школу ходить, пора деньги зарабатывать! – вчерашний восьмиклассник Толька Мягченко бросил на стол сумку с книгами. А через несколько недель уже работал на ферме. Скотником.
Было это летом шестьдесят третьего. Главный «механизм», который пришлось осваивать парнишке, обыкновенные вилы. С их помощью сено да силос коровам раздавали. Ими же навоз выбрасывали. За день так наломаешься, что к вечеру ни рук, ни ног не чувствуешь. А ведь еще и ночные дежурства бывали…
Выдержал год. Завфермой нахваливал ценного работника: мол, трудится наравне со взрослыми мужиками, но в отличие от них – не пьет, не курит. Похвала была приятна, но задерживаться на ферме Анатолий не собирался. Как только исполнилось шестнадцать, подался в Новотроицкую, в училище механизации. Затем работал трактористом. Пахал, сеял, убирал. И прицел на будущее держал: понимал, если хочешь чего-то путного достичь, надо учиться.
В семидесятом А. Мягченко – лучший молодой механизатор колхоза – был награжден медалью «За трудовую доблесть». В семьдесят первом поступил в сельскохозяйственный техникум. Заочно. Это сейчас на каждом заборе объявления висят, дескать, пишу рефераты, курсовые… Рассчитано на тех, у кого денег много, а диплом нужен как зайцу стоп-сигнал. Анатолий осваивал хлеборобскую науку всерьез. Днем на тракторе. Вечером сверстники в клуб, на танцы, он – в библиотеку. И дома ночами корпел над учебниками.
Окончил техникум с отличием. Получил под свое начало производственное звено. Тогда, в середине семидесятых, как раз начали внедрять аренду и хозрасчет. Намного опередив опытных механизаторов, возглавляемый Анатолием молодежный коллектив стал признанным лидером в Изобильненском районе и вышел на пятое место в крае. «Играющий тренер» Мягченко (он не только был звеньевым, но и сам работал на тракторе) в семьдесят седьмом принял в селе Птичьем четвертое растениеводческое отделение колхоза.
Четыре с лишним тысячи гектаров земли. Старенькие комбайны и тракторы. Урожайность – тринадцать-четырнадцать центнеров с гектара. Некоторые работнички – те еще: всех, кто напился-провинился, ссылали «как Ленина в Шушенское» в это отделение. Ни один управляющий на этом участке более четырех лет не работал. Анатолию Викторовичу пришлось задержаться на тринадцать. Здесь он и людей сумел подтянуть, и урожаев рекордных добиться, и свой первый орден Трудовой славы тут же заслужил…
А потом наступило смутное время развала и разрухи. Думать о нем не хочется. А куда денешься? Горько вспоминать, как преуспевающее ранее хозяйство пытались «банкротить» всякие дельцы, как хотели нажиться на чужой беде разного рода внешние управляющие. Многие тогда из колхоза вышли, в фермеры подались. Но Мягченко, привыкший к коллективизму, к чувству локтя, остался. И когда «Егорлыкский» под руководством Ивана Турчакова вновь пошел в гору, опыт и организаторские способности Анатолия Викторовича снова оказались востребованными. Сейчас он возглавляет единый цех растениеводства, где собраны лучшие механизаторы и суперсовременная техника.
Как-то оказался невольным свидетелем разговора между председателем колхоза И. Турчаковым и одним из больших сельскохозяйственных управленцев. Так вот, этот самый «управленец» советовал Ивану Егоровичу подобрать на столь ответственный участок более молодого, с высшим образованием руководителя. Турчаков вспылил: «Этот пенсионер десятку молодых фору даст…»
Что тут добавить? Разумеется, Анатолий Викторович очень доволен, что сам президент России подписал указ о присвоении ему звания заслуженного работника сельского хозяйства. Мол, не думал, не гадал, что оценка многолетнего труда будет столь высока. Немного разочарован тем, что государство, несмотря на громогласно объявленный приоритетный нацпроект поддержки АПК, вкладывает в развитие села мизерные средства. На Западе, где реально пекутся о продовольственной безопасности, дотации крестьянам составляют миллионы долларов.
Будет у нас так, глядишь, и молодежь в город не побежит. Вот старший внук Иван сейчас на перепутье: мол, хлеборобскую династию продолжить или в мегаполис на поиски счастья отправиться…
11 января 2008 года