Павел Моисеевич Гречишкин, известный ставропольский художник в своей галерее.

Павел Моисеевич Гречишкин, известный ставропольский художник в своей галерее.

© Фото: Александр ЦВИГУН

Таисия Авдеева, заведующая галереей художника Павла Гречишкина

Таисия Авдеева, заведующая галереей художника Павла Гречишкина

© Фото: Александр ЦВИГУН

Павел Моисеевич Гречишкин, известный ставропольский художник-пейзажист, почетный гражданин города Ставрополя и Ставропольского края, ветеран Великой Отечественной войны.

Павел Моисеевич Гречишкин, известный ставропольский художник-пейзажист, почетный гражданин города Ставрополя и Ставропольского края, ветеран Великой Отечественной войны.

© Фото: Александр ЦВИГУН

Полянка в Теберде. Работа Павла Гречишкина

Полянка в Теберде. Работа Павла Гречишкина

© Фото: Александр ЦВИГУН

Озеро над поляной Узункол. 1970 г. Работа Павла Гречишкина

Озеро над поляной Узункол. 1970 г. Работа Павла Гречишкина

© Фото: Александр ЦВИГУН

Павел Моисеевич Гречишкин – не только уникальное явление ставропольской, в частности, и русской вообще культуры, он и личность уникальная. Без громких слов. По фактам биографии, по поступкам. Иначе как беспримерным не назовешь сделанный им еще 20 лет назад дар родному городу – сразу несколько сотен картин, ставших основой для ныне широко популярной персональной галереи Гречишкина. Это мы уже пригляделись к галерее и воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. А приезжий люд искренне дивится такому сокровищу: о-о-чень редкий город на Руси может похвалиться подаренной ему коллекцией подобного масштаба. Не говоря уж о том, что автор – живой классик – встречает гостей у входа в свою личную галерею. Личную – не в смысле частную, а созданную его талантом и трудом семи (!) десятилетий. Да-да, именно 70 лет охватывает творчество Павла Гречишкина, ибо представленный здесь его подростковый робкий рисунок сельской мельницы (на куске фанеры) датирован 1935 годом.

Этот рисунок вместе со 130 этюдами с натуры нынешней осенью пополнили фонды галереи: таков еще один весомый подарок художника краеведческому музею-заповеднику, структурным подразделением которого является галерея Гречишкина. На днях факт передачи зафиксирован и официально, хотя работы экспонируются уже с сентября. Несколько залов первого этажа стали их «местом дислокации». «Этюдные комнаты» – называет их Павел Моисеевич. Он с удовольствием демонстрирует преобразившийся после ремонта интерьер, хвалит работу строителей и дизайнеров и мечтает о том дне, когда станет вновь доступен посетителям и второй этаж, с крупными полотнами художника. Там еще предстоит оборудовать стены к возвращению гречишкинских шедевров на их привычные места, которые они вынужденно покинули четыре года назад, когда началась реставрация обветшавшего здания.

– Конечно, четыре года – немалый срок для пребывания музея в закрытом состоянии, – говорит заведующая галереей Таисия Авдеева. – Мы уж было думали, что растеряем свою аудиторию. Но, оказалось, большинство наших постоянных друзей «с терпеливым нетерпением» ждали, пока мы освободимся от строительного мусора. И очень радовались решению руководства музея открыть для народа первый этаж, не дожидаясь окончания работ на втором. Вновь пошли к нам и ребята из художественных школ, и музыканты, и писатели, и актеры театра «Гармония», наши творческие вечера привлекают многих... Наработки 16 предыдущих лет благополучно возрождаются, потому что в людях прочно живет восприятие галереи как места, куда можно прийти «просто так» и чувствовать себя как дома.

А еще сюда обязательно приводят почетных гостей города и края – политиков, ученых, высокого ранга чиновников, потому что не зря же галерею давно называют визитной карточкой Ставрополя. На днях, например, здесь побывал профессор-географ из Владикавказа: его восхищению не было предела, особенно радовался – кавказский человек! – изумившим непридуманной, величавой красотой горным пейзажем, но как он удивился, поняв, что огромная коллекция – труд одного человека!

– Эти работы особенно дороги для меня, потому что все это подлинники с натуры, каждая хранит на себе дыхание живой природы, – признается Павел Моисеевич. – Вот на этой стене собраны многолетние зарисовки Кавказа, на той – Байкала, а вон там – Ставрополье, там – Россия и Зарубежье. С каждой работой связано столько воспоминаний и впечатлений! Каждую вез домой, словно частичку природы, первоисточник для будущей картины. Пейзаж ценен своей узнаваемостью, достоверностью, достичь которых и позволяет этюд.

Павел Моисеевич вспоминает эпизод за эпизодом из своих дальних, порой весьма нелегких, а то и просто опасных походов. А уж вспомнить ему есть о чем! Например, в течение 13 лет он 22 раза поднимался на Клухорский перевал, результатом стали три варианта картины «Клухорское озеро». Самым сложным выдался переход на грузинскую сторону южного Клухора. Бывало, что и сбивался с пути, не раз художника спасали пастухи, в том числе и от медведей. Ружье с собой не возьмешь, и без того ощутимый груз несет художник-путешественник – за спиной этюдник, палатка, питание... Случались и забавные, юмористические ситуации. Однажды увлекшегося работой Павла Моисеевича ужасно напугал тихохонько подошедший пасшийся неподалеку козел: так заинтересовал его мольберт, что он самым бесцеремонным образом сунул морду под мышку художнику! В другой раз попался сурового вида бык, не любивший людей с красками, ну не выносил он их запаха, и все тут! Пришлось обороняться с помощью походного зонта. Общение с природой, как видим, происходит по-разному. На Байкале шибко «старательный» лесник требовал оплатить использование «в корыстных целях» окружающего ландшафта: ты ж, мол, деньги на нашей заповедной красе зарабатываешь... Много чего бывало.

Кстати, байкальских поездок у Гречишкина было целых десять за восемь лет.

– Покорил меня могучий Байкал – поистине чудо природы! До сих пор не устаю восхищаться, – улыбается Павел Моисеевич. – Но и я его тоже покорил!..

Действительно, цикл полотен, посвященных Байкалу, – один из самых впечатляющих и удачных в творчестве Мастера. Впрочем, не только самые яркие краски мира привлекают в пейзажах Гречишкина, у него даже мало- примечательные с виду лесной уголок, полянка, речушка становятся этакими обобщенными образами Леса, Степи, Реки... Негромкой поэзией проникнуты его зарисовки Средней и Центральной России, его ярославские деревушки, его волжские пристани, его уральские «дикие» уголки. А уж Ставрополье здесь можно увидеть с самых разных сторон. Вот рисунок 1949 года давно утраченной часовни на так называемой Павловой даче в Ставрополе, а вот тоже исчезнувшие с лица города, но запечатленные молодым Гречишкиным в далеком 59-м Корыта. Получается, он еще и летописец, сберегающий лики эпох. И как тут не согласиться с Мастером:

– Лучше самой природы не выдумать!

Этюды Гречишкина смотрятся как практически готовые самостоятельные произведения. Остается лишь в очередной раз подивиться работоспособности живописца, насытившего жизнью столько полотен. Запасники галереи полны, потому как даже прекрасно отремонтированное здание по своим площадям не может одновременно представить всю мощную коллекцию. Наверное, настанет время, когда специально под нее наконец будет построен ее собственный дом! С учетом всего художественного фонда, его особенностей, тематики, условий содержания. А пока маленький коллектив галереи, в котором с Таисией Авдеевой трудится искусствовед Елена Артюшенко, радуется обновленному внутреннему облику помещений, обдумывает процесс возвращения картин в залы второго этажа.

– Основная концептуальная идея экспозиции сохранена, поскольку интерьер мы заменить не можем – здание является памятником архитектуры, – рассказывает Таисия Дмитриевна. – Будут отражены все этапы творчества Павла Моисеевича. Но будет и новое: хотим ввести в экспозицию и архивные материалы об авторе, причем не стендом «где-то в уголке», а в каждом зале, чтобы рядом с пейзажами соседствовали, дополняя их информационно, и документальные, и предметные элементы. Жизнь не стоит на месте, и мы не можем не понимать, насколько изменились сегодня запросы публики. В том числе и в плане современного технического оснащения нашей работы. К счастью, нас поддерживает и оказывает постоянную помощь директор музея Николай Анатольевич Охонько. А это позволяет нам смотреть в завтрашний день с оптимизмом.

Мечтают сотрудники галереи и о виртуальной экспозиции, и о собственной издательской продукции, о просторном дворике и подходящей площадке для экскурсионных автобусов... Я вообще уверена, что богатейшая коллекция галереи вполне способна сделать ее самостоятельным Культурным центром. Но... Сколько этих «но» сопровождает нашу жизнь! Хорошо известное скромное (мягко говоря) финансирование культуры, в том числе музеев, пока не позволяет идти дальше мечтаний. И спонсоров щедрых не наблюдается. За исключением одного, который решился издать новый, не имеющий аналогов по объему и качеству полиграфического исполнения альбом, посвященный творчеству Павла Гречишкина. Издание готовится к выпуску, и можно надеяться, что в начале 2008 года мы его увидим. Тоже повод для оптимизма, не правда ли?

* * *

Кстати, виртуальная галерея работ художника Павла Гречишкина есть на нашем сайте в проекте "Вернисаж"

Наталья БЫКОВА

Портреты матери-природы / Газета «Ставропольская правда» / 14 декабря 2007 г.