А впереди - проспекты, площади и скверы
Вряд ли наши города можно считать избалованными внешними красотами, возьмите хоть типовое жилье, хоть стеклобетонных монстров «бизнес-центров», хоть общий облик большинства улиц. Но все-таки понемногу начинают оживать скверы и площади, обретая новые монументы, памятники, стелы, барельефы... В Ставрополе, к примеру, в середине 90-х появился бронзовый Михаил Лермонтов, потом на старинном бульваре ожил «лев Кавказа» генерал Алексей Ермолов, через несколько лет сверху - от самого начала проспекта - на него простер каменную длань Ангел-хранитель, а уютный скверик возле университетского корпуса украсился фигурой задумчивой Первой учительницы... Появились новые памятники в городах Кавминвод - и опять-таки Лермонтову и Льву Толстому. И это только самые заметные скульптурные включения в городскую среду. Вхождение практически каждого из них сопровождалось довольно активными общественными дискуссиями, потом споры утихали, а монументы - без слов - постепенно приживались, становясь неотъемлемой частью не просто пейзажа, но всей окружающей действительности.
Нынешняя экспозиция проходит под эгидой Российской академии художеств и, собственно, посвящается ее 250-летию. Что вовсе не делает выставку официально-показательной. Нет, перед нами по-настоящему увлекательное... зрелище? собрание? явление! Разумеется, ограниченные площади экспозиционных помещений не позволяют установить какие-то крупные скульптуры, да и кто ж их тронет с места?! Но и те небольшие по величине эскизного плана работы, что открываются взору посетителя, дают достаточно полное, уместно сказать - объемное - представление о темах, жанрах и материалах, с которыми работают современные ваятели. И если материалы при всем своем разнообразии традиционны - мрамор, бронза, камень, дерево, металл - то вот жанры и темы заставляют где полюбоваться, где удивиться, где поразмышлять.
«И чего только нет на той ярмарци!», – хочется радостно воскликнуть вслед за классиком. Посмотреть действительно есть на что. Здесь соседствуют фигуры исторических личностей - императора Александра ll и композитора Бетховена, православных святых - Георгия Победоносца и Святого Дмитрия Ростовского, литераторов Михаила Шолохова и народного поэта Карачая Исмаила Семенова, загадочного буддийского ламы и романтической русалки из Новороссийска. Немало жанровых картинок с собственным сюжетом и довольно сложной композицией. Например, «Элегия» нашего земляка Николая Санжарова с двумя девушками - скрипачкой и ее слушательницей - создает поэтический настрой уже при входе в зал. Заставляет задуматься по-своему символичная «Осень в городе» краснодарского скульптора Александра Аполлонова: на переднем плане в угрожающей позе застыл над скрюченным деревом мужик с пилой, а внизу у него под ногами малюсенькие изображения храма и городских зданий, беззащитно затерявшихся и готовых вот-вот исчезнуть вовсе... Еще одна гостья с Кубани В. Гаврилова порадовала юмористически очаровательным образом «Кота учёного», в безмятежной сытости развалившегося на стопке книжных фолиантов. Не сомневаюсь, многие задержатся у необычной работы Магомеда Хабичева из Черкесска, чья «Златоплодница» вызывает улыбку оптимизма даже у самых скептически настроенных посетителей. Кстати, весьма выразительны, при всей своей традиционности, и другие работы этого мастера - «Аланский вождь», «Горы и горцы». Озадачивает причудливо-замысловатый, из многих деталей кованый «Закат» (апокалипсис?) волго-градца Павла Черкиса. А сколь колоритен и одновременно прекрасен гармоничный в своей мощи толстяк «Сумо» Нины Евсеевой из Элисты! Хотелось раз за разом кружить по залам выставки, возвращаясь к этим явно нестандартным рукотворным творениям.
- Сегодняшняя экспозиция - продолжение большой юбилейной серии выставок Академии художеств, - рассказал ставропольский скульптор Георгий Мясников. - Прошли подобные у живописцев, графиков... И вот теперь мы представляем беспрецедентно большой круг скульпторов Юга России. Выставка началась в Краснодаре, потом действовала в Ростове, откуда и приехала в Ставрополь. Далее ее движение продолжится по другим городам региона.
Высоко оценил эффективность и полноту экспозиции заслуженный художник России, член-корреспондент Россий-ской академии художеств ростовчанин Сергей Олешня:
- Думаю, скажу за всех участников выставки: это прекрасная, даже уникальная возможность для скульпторов показать свое творчество такой широкой аудитории. В свою очередь, и городам, где она побывает, есть смысл обратить более пристальное внимание на то, что мы предлагаем.
Согласен с коллегой и декан скульптурного факультета Академии профессор Александр Черапкин, считающий, что многое из сделанного мастерами резца достойно стать украшением любого города. Тем более что опыт активного участия скульпторов в создании городского ландшафта в регионе неплохой, тут Юг России старается не отстать от столиц и добивается интересных результатов. Практически каждый участник выставки имеет серьезные монументальные работы, занявшие свои места на площадях и проспектах Краснодара, Элисты, Ростова, Ставрополя... А это не просто красиво, ведь скульптура - божественное искусство, считает Николай Санжаров:
- Первым скульптором был Бог, вылепивший Адама и Еву!.. Пусть меня простят живописцы, но у скульптуры роль особая. А работа скульптора очень трудная еще и физически. Какие глубокие образы дарит экспозиция, какие есть у нас замечательные мастера, и как много ими делается! Хотелось бы пожелать всем нам активнее откликаться и на животрепещущие социальные темы современного бытия. Страна переживает трудное время, и художник обязан его чувствовать. А вообще я просто счастлив, что в Ставрополе наконец такая выставка состоялась.
- В советские времена скульптура была в основном героико-мемориальная, идеологическая, - вспоминает Александр Аполлонов. - Причем были и хорошие работы, и плохие, всякие. С изменением жизни резко расширился тематический круг, появились самые разные направления, в том числе и китч, и ненужный натурализм... Не стало художественных советов, которые состояли из профессиональных людей, способных верно оценить работу художника. Сегодня добро дает в основном чиновник, нередко мало понимающий в искусстве или движимый коммерческими интересами, и появляются монументы, мягко говоря, не красящие наше время... Своей выставкой мы хотим сказать, что признанная во всем мире замечательная русская скульптурная школа жива, живы ее лучшие традиции и есть люди, этим традициям следующие. Исторически скульптура - востребованное искусство. Ей нужно выходить за стены мастерских!
Глядя на произведения, выставленные в зале Союза художников, восхищаясь оригинальностью идей и мастерством воплощения, разнообразием творческих почерков, очень хочется верить, что скульпторы без работы не останутся. В основной массе наши города очень нуждаются в таких мастерах. Вот только были бы спонсоры! - едва ли не хором восклицали участники выставки. И то сказать, скульптура - процесс дорогостоящий. Наверное, есть смысл призвать всех, кому дорог родной город, кто хочет сделать его краше, взять и прийти сюда - на выставку... Просто прийти и посмотреть. Равнодушными не останетесь.