00:00, 23 ноября 2007 года

Органный мастер

Через «Удовл.» - к призванию

С незапамятных времен известно, что нужда – лучший учитель. Вот и студент Астраханской консерватории по классу скрипки Алексей Савкин попробовал себя в качестве настройщика отнюдь не с жиру. На втором курсе хлопец с Украины получил «Удовл.» по нелюбимому предмету и остался без стипендии. А кушать-то хочется. Поэтому, когда знакомый предложил подработать настройщиком в музыкальной школе, ухватился за «шабашку» обеими руками. Благо задатки для новой профессии были: скрипачи по определению обладают выдающимся слухом.

Какое-то время скрипач и настройщик мирно уживались в Алексее Савкине. Но чем больше он углублялся в обе профессии, тем дальше они расходились. И он выбрал путь настройщика.

Когда Савкины переехали в Кисловодск, за плечами у Алексея Леонидовича уже было два десятка лет стажа, но ни разу ему не доводилось настраивать орган. Однако на работу в госфилармонию на КМВ его пригласили именно в качестве органного мастера: уникальный и очень дорогой инструмент некому было обслуживать. Разбираться в устройстве и настройках органа приходилось на ходу, при полном отсутствии специальной литературы. Но вскоре Савкину улыбнулась удача.

- Я поступил на работу в мае 2000 года, а уже в конце июля в Саратове немецкая фирма «Зауэр» - впервые на территории России - провела международный семинар для органных мастеров. Затем еще один – в Яро-славле. И больше таких семинаров в нашей стране не было. Но на двух этих курсах я узнал о настройке органов столько, что хватит до конца жизни.

Живой звук не чета суррогату

За эти годы Алексей Савкин стал авторитетным органным мастером. Его даже в Сочи приглашают настраивать тамошний орган. Но, когда попросили приехать в Нальчик, он отказался.

- Я, конечно, мог бы сделать умное лицо, положить деньги в карман и уехать. Но зачем людей обманывать…

Дело в том, что Кабардино-Балкария купила электронный орган. По сути, это тот же синтезатор, только более совершенный. Ему настройщик не нужен. Достаточно внимательно прочитать инструкцию и все как следует подключить. Подобные электронные органы звучат в Ставрополе, Пятигорске, Ессентуках. Все они более-менее удачно имитируют тембр духового органа. Но только имитируют.

- Поставьте перед настоящим джазменом самый совершенный синтезатор и рояль. Он выберет рояль. Хотя, казалось бы, у синтезатора гораздо больше возможностей. Но живой звук и звук синтезированный – это совершенно разное, - считает Алексей Савкин.

Духовые органы - те самые, которые со времен Средневековья окружены мистическим ореолом и считаются единственным инструментом, достойным богослужения, - на Северном Кавказе можно по пальцам пересчитать: в Краснодаре, Сочи, Кисловодске… Причем каждый - уникален. Прежде чем взяться за изготовление духового органа, специалисты фирмы тщательно обследуют помещение, где он будет находиться: замеряют кубатуру, изучают акустику, микроклимат. И потом именно под это помещение компонуют все детали органа. Мало того, собрав инструмент, они сооружают павильон, подобный тому помещению, где будет стоять орган, и проверяют звучание.

Есть разные национальные школы органостроения, разные фирмы. В основу, например, французского романтического органа и немецкого органа эпохи барокко положены различные эстетические принципы. В Советском Союзе органы заказывали исключительно в Чехо-словакии и ГДР. Прежде всего по идеологическим соображениям. Но, к счастью, и в Чехии, и в Германии хранили многовековые традиции и делали инструменты на совесть. Вот и в Кисловодске в 1992 году немецкая фирма «Зауэр» установила весьма добротный универсальный концертный орган, который может плавно переходить от барочного звучания к романтическому и обладает массой других достоинств.

На 2777 голосов

Что значит «настроить орган»? Тому, кто видит инструмент лишь с фасада, не догадаться, сколь сложно он устроен. Те полсотни металлических труб, что поблескивают в свете люстр, - лишь малая часть «голосовых связок» органа. Алексей Савкин открывает дверцу с торца инструмента, и взору предстает до отказа нашпигованное трубками, переплетенное воздуховодами пространство. Мощный, но бесшумный электродвигатель приводит в действие бесшумный же вентилятор, тот наполняет мехи, по воздуховоду этот воздух мчится - порой несколько метров - до нужной трубки, после чего сидящие в зале слышат звук. Таких трубок в кисловодском органе 2777 – по одной на каждую ноту и обертон каждого из 37 регистров. Причем трубки самые разные – от деревянных в рост человека, до крохотных свинцово-оловянных и медных. Так вот: от органного мастера требуется заставить все эти 2777 трубок звучать гармонично.

Труднее всего настраивать искусственные обертоны, которые добавляются как звуковая окраска к основному регистру. Представьте себе комариный писк. Так вот – это примерно то, что одновременно издают три ноты (три трубки) искусственных обертонов. Следовательно, органный мастер должен разложить звук на три составляющих и определить, какая из трубок фальшивит. А это то, что находится за пределами физиологического восприятия обычного человека.

- Через десять минут настройки искусственных обертонов начинается вибрация в ушах, голове и перестаешь что-либо воспринимать, - описывает свои ощущения Алексей Савкин. – Разумеется, это не лучшим образом отражается на здоровье.

Дело совести

Помимо органа, Алексей Савкин настраивает в филармонии рояли и фортепиано. Несколько лет работал один, потом появился напарник, который обслуживает те инструменты, что находятся в Ессентуках. Но в Кисловодске Алексей Леонидович по-прежнему царь и бог настроечного дела. А уж тем более, когда речь идет об органе…

- Меня никто не может проконтролировать. То, как я работаю, зависит только от моей совести.

Именно совесть побуждает Савкина порой вступать в конфликт с исполнителями. Это обычная история, когда заезжий органист начинает «выкомариваться»: и то ему звучит не так, и это не этак. Многие органные мастера в ответ согласно кивают, забираются внутрь органа и начинают постукивать настроечной планкой. При этом участливо спрашивают исполнителя: «Так лучше?» На самом деле они прекрасно знают, что орган настроен нормально, а потому постукивают по корпусу. В итоге и настройки остаются те же, и исполнитель доволен.

Но Савкин к таким штучкам не прибегает: терпеливо старается объяснить, убедить. Однако встречаются исполнители, у которых сами методы звукового контроля неправильные. Вот с ними Савкин нещадно ругается. Потому что если пойти на поводу, то недолго и загубить музыку.

- А самая главная задача настройщика – быть хранителем инструмента.

…Недавно в Кисловодске был президент фирмы «Зауэр». Он обследовал орган и нашел его состояние очень хорошим.