00:00, 17 октября 2007 года

Услышьте их!

С 2005 года учащиеся здесь получают полное среднее образование. Недавно на Всероссийском фестивале инновационных проектов школа-интернат № 36 заняла четвертое место в России за проект «Комплексное психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в учебном заведении для неслышащих детей».

Наш корреспондент побеседовала с директором этого учреждения Татьяной Захариной - заслуженным учителем РФ, кандидатом педагогических наук.

- Татьяна Григорьевна, во время юбилеев обычно говорят об успехах и достижениях. Однако каждая такая веха - повод задуматься и о том, какие проблемы беспокоят, что хотелось бы улучшить. Размышляете ли об этом вы?

- Главное мое беспокойство связано с тем, что в прежние годы на Ставрополье, да и в России, пожалуй, тоже, разрушалась система дошкольного воспитания детей с коррекционными проблемами. В крае закрыты детский сад и детский дом для глухих и слабослышащих детей. Этих ребятишек передали к нам в интернат, но потом и у нас дошкольное отделение ликвидировали, здание, где оно размещалось, отдали другой организации.

В результате на Ставрополье сейчас, по последним данным, 62 ребенка с проблемами слуха и речи в возрасте до шести лет, которые сидят дома и их никто ничему не учит, не развивает. Они не слышат, поэтому не говорят или очень плохо говорят. А должно быть по-другому. Если болезнь выявлена на ранней стадии, то уже в два месяца от роду ребенку можно надеть слуховой аппаратик, и он будет воспринимать живую речь, а значит, у него начнут формироваться словесно-логическое мышление, разговорные навыки (есть и опыт имплантирования детям аппаратов). А потом - специализированное дошкольное учреждение, где эти навыки укрепят, подготовят ребенка к школе. И в дальнейшем он практически ничем не будет отличаться от здоровых сверстников.

Сегодня, к сожалению, ситуация совсем другая. Во-первых, запаздывают медики. В Апанасенковском районе недавно был случай: ребенку диагностировали глухоту... в шесть лет. Это какая же у малыша произошла задержка в развитии! Но куда его отдавать дальше? В крае всего пять до-школьных групп для детей с проблемами слуха. Этого совершенно недостаточно, кроме того, работают они в обычных детсадах, и там не всегда есть специалисты-сурдопедагоги. Открыли недавно и мы у себя дошкольные группы, но всем помочь не можем - нет соответствующих помещений. Нам бы надстроить на здании третий этаж!..

А между тем с 7-8 класса эти ребята начинают учиться по программам массовых школ. В 2008 году наши выпускники будут сдавать ЕГЭ.

Вторая серьезная проблема - материально-техническая база. Необходимы слухоречевые тренажеры, другое специальное оборудование. Обычный комплект, состоящий из рабочих мест учителя и шести учеников, стоит от 70 до 140 тысяч рублей. Есть тренажеры и ценой в 450 тысяч. А нашей школе на год выделяют до 50 тысяч рублей на все, включая учебную мебель. Ищем спонсоров, обращаемся за помощью в общественные организации. Добрым словом вспоминаю М. Кузьмина: в бытность свою мэром краевого центра он выделил из городских средств деньги на закупку аппаратуры для нашего учреждения. И каждый раз, когда отмечается День инвалидов и воспитанники интерната выступают в каких-либо концертах, на фестивалях - а среди них есть очень талантливые ребята, я думаю: если бы в этот день не только мероприятия проводить, но и государственную поддержку оказывать и обращать внимание общества на нужды людей с ограниченными возможностями!

- А нацпроект «Образование» в новом учебном году нужды коррекционных школ не учитывает по-прежнему?

- Коррекционников в национальном проекте практически нет. Хорошо хоть наши педагоги не с первого захода, правда, но попали в перечень работников, получающих доплаты за классное руководство. В отличие от обычных общеобразовательных школ мы не можем участвовать в конкурсах по нацпроекту - заветный миллион нам не светит. Нам не положена новая техника - компьютеры, интерактивные классные доски, которые сегодня идут в массовую школу. Да что нацпроект! Учителя коррекционных учреждений образования не могут официально участвовать даже в «Учителе года»! Так что мы и педагогов новым информационным технологиям обучали сами, и конкурс «Учитель года» проводим в школе сами для себя. Потому что нашим специалистам это тоже нужно - показать, что они умеют, увидеть опыт коллег, посоревноваться. В сентябре министерство образования края и СКИПКРО провели в Ставрополе замечательный семинар: курсы по инновационным технологиям в работе с глухими детьми читали известные российские ученые-сурдопедагоги Т. Зыкова и Н. Шматко. Вы бы видели довольные лица наших специалистов! Эта радость профессионального познания - то, что может их удержать в школе. Зарплаты у них низкие, и надбавки не спасают...

- Какие перспективы у ваших воспитанников после окончания школы?

- В этом году мы выпустили 27 человек, окончивших как девять, так и 11 классов по программам массовых школ. Среди тех, кто получил полное среднее образование, двое поступили в Краснодарский медицинский институт (там набирают специальную группу слабослышащих студентов), одна девочка - в колледж. Два человека устроились на хорошую работу в концерн «Энергомера». Мотивация к учебе в выпускных классах была серьезная, получить высшее образование мечтают многие. К сожалению, не все родители в состоянии оплатить содержание ребенка в другом городе - выпускников школ для глухих сегодня, кроме Краснодара, принимают вузы в Москве, Новосибирске и Владимире.

Хотелось бы, чтоб общество стало более приспособленным для интеграции в него наших ребят...