Без переходного периода
Эта ледяная купель не испугала, а, наоборот, взбодрила главу администрации Петровского района Александра Захарченко. Для него, военного человека, дослужившегося до звания полковника, начинать новое дело не впервой. Первый бюджет в условиях эксперимента формировался в муках. Дотаций из краевой казны на всё про всё выделялось в размере 43 миллионов рублей. Плюс 60 – собственных доходов. Специалисты администрации подсчитали и ахнули: чтобы району осуществить все возложенные на него полномочия, надо еще как минимум 200. Решили рискнуть, хотя здесь запросто могли и прогадать: от части дотации отказались, надеясь, что поступления от налогов на имущество организаций и доходов физических лиц будут посолиднее краевой помощи.
Три квартала жили, можно сказать, в стрессовом финансовом состоянии: пришлось и кредит брать, и схему заимствования свободных остатков на лицевых счетах бюджетополучателей применять. С трудом, но удавалось сводить концы с концами.
Денег, заработать которые удалось участникам мозговой атаки, хватало лишь на зарплату да оплату коммунальных услуг. Хотя, по расчетам специалистов, поступления должны были быть солиднее. Оказалось, что из заработанного бюджета утекают старые долги: по налогам на имущество, на прибыль. Были некоторые изменения в налоговом законодательстве, о которых мало кто знал, может, и невыгодна была налоговикам их пропаганда… Докопавшись до истины, команда реформаторов несколько расстроилась, однако, рук не опустила. Финансовый год все-таки закрыли хоть с маленьким, но все же плюсом. Психологическая отметка первого экспериментального периода была успешно преодолена.
Набравшись как положительного, так и противоположного опыта, петровчане уже увереннее верстали бюджет следующего, 2006-го года. Они вновь пошли путем замены дотации налогами. Правда, для этого пришлось взять на себя лишние, так сказать, общественные функции: при администрации создали комиссию по налоговым задолженностям – недоимкам и проанализировали налогооблагаемую базу изнутри.
- Кстати, - говорит А. Захарченко, - реорганизация налоговых органов, то есть создание межрайонных инспекций, обслуживающих сразу три-четыре района, внесла существенную путаницу в нашу жизнь. Разве возможно в таких условиях обеспечить индивидуальную работу с налогоплательщиками? А без нее очень проблематично собрать и налог на доходы физических лиц, земельный, транспортный налоги, единый налог на вмененный доход, на имущество физических лиц.
По словам главы администрации, в связи с банкротством сельхозпредприятий, приходом инвесторов сделки с имуществом осуществляются без государственной регистрации и без постановки на балансовый учет во вновь образуемых хозяйствах. Это влечет за собой не-обоснованное уменьшение налогооблагаемой базы. Силами одной только комиссии при администрации проблему недоимок не решить, а потому А. Захарченко, как и многие другие руководители районов, считает: налоговые органы нужно вернуть в каждый район. А функции начисления и контроля за уплатой местных налогов следует передать органам местного самоуправления.
О выхолащивании налогооблагаемой базы А. Захарченко говорит с особым сожалением: почему так получается, что самые крупные и стабильные предприятия вдруг переходят в подчинение то Краснодара, то Ростова или еще какого города. Так было с дорожно-ремонтными управлениями, со службами, обеспечивающими район газом, водой, связью.
Не менее остро стоит перед поселениями проблема пополнения бюджета за счет земельного налога, который должен быть исчислен на основе кадастровой оценки стоимости земли. Очевидный факт, что введение в действие гл. 31 Налогового кодекса РФ 1 января 2006 года является преждевременным, ведь объектом налогообложения может быть только сформированный земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет. Да много ли таких наберется в России, в крае? Вряд ли. Между тем с 1 января 2008 года местная власть не сможет принять решение о том, как использовать землю, не оформленную по закону. Стоимость разработки градостроительной документации для муниципальных образований всех уровней Ставропольского края приближается к 500 миллионам рублей.
Кстати, вопрос этот для Петровского района уже можно считать решенным. Занялся им глава, едва только приступил к исполнению своих обязанностей: оформление имущественного комплекса для человека военного – святое дело. Между прочим, с 1 января муниципалитеты, не приведшие в порядок свои градостроительные планы, не смогут ни с землей, ни с другой недвижимостью производить никаких операций. А Петровский район сможет – и мало кто в крае с таким же оптимизмом ждет нового года.
Кстати, не только замена дотаций на налоги позволяет району пополнять свой бюджет. Два года подряд он активно реализует программу реформирования муниципальных финансов и довольно успешно: первая квота в семь миллионов рублей уже потрачена на развитие района, отчет о реализации второго этапа сейчас рассматривается в минфине края, по его результатам в районный бюджет может поступить еще такая же сумма.
Деньги, конечно же, есть куда тратить. Кто бы мог поверить, что у районных властей когда-нибудь дойдут руки до обветшавших зданий детской и женской консультаций. Дошли! Сразу же, как только появились средства. То, что еще пару месяцев назад сравнивали с сараем, сейчас обретает божеский вид: светлые просторные кабинеты медучреждения сияют современной отделкой.
Планов у главы Петровской районной администрации и его команды громадьё. Здесь и сейчас, и в будущем планируют поддерживать развитие малого и среднего бизнеса, создавать для людей новые рабочие места, а еще взяли в муниципальную собственность лагерь отдыха «Родничок», которому требуется серьезный ремонт, выкупили в одном из сельхозпредприятий физкультурно-оздоровительный комплекс, его надо достраивать, чтобы потом растить кадры для российского спорта. И самое массовое из искусств – кино – тоже решили вернуть народу, единственный в городе кинотеатр «Дружба» уже в муниципальной собственности. Всего-то и осталось, что привести его в божеский вид да купить современную аппаратуру. Были бы деньги… С такой надеждой администрация планирует очередной финансовый год.