Молящийся - не ваххабит
- Асан Зеидович, как вы, человек, всю жизнь проработавший на земле, пришли к такому достаточно не-обычному «званию» - имам? Что побудило вас заняться непростым делом духовного просвещения?
- В нашей семье вера предков жила всегда, но поскольку в советское время религия в стране, мягко говоря, не поощрялась, то в селах практически не было ни мечетей, ни священнослужителей. Ислам сохранялся во многом лишь в семьях, например, мой отец, Зеид Абдулхалимович, учитель школы, был арабист, но передать знание арабского чтения смог только своему брату Саиду, который позже стал имамом у нас в Кара-Тюбе. Но даже зная арабский, не все могут правильно толковать священные книги. С этим мы столкнулись, когда сами стихийно начали пытаться возродить традиционный ислам. Мы были обычные колхозники - Аджвали Курбаналиев, Бекмурза Индершиев, я... Конечно, уже вскоре поняли, как не хватает нам знаний. Правда, нам удалось открыть хоть и не мечеть, но молельный дом, специально приобретенный на собранные народом деньги. Сами начали как могли вести службы. К нам потянулась и молодежь. Но вот тогда-то стали появляться у нас на востоке края молодые люди, представлявшиеся священнослужителями. Мы, чего скрывать, по неведению даже было обрадовались им, таким грамотным. Нам ведь даже человек, просто читающий Коран, представлялся чуть ли не святым... Да у них-то, как оказалось, были свои цели. Так пришло к нам это страшное зло - ваххабизм. Много горя принес он в семьи моих земляков. Мы потеряли не одного парня, ушедшего к экстремистам. Поздно поняли это и наши власти.
- Причины были, наверное, не только в умелой пропаганде и воинственных лозунгах?
- После развала СССР развалилось многое в России. Захирели колхозы. Люди остались без работы, без средств к существованию. Этим и воспользовались пришлые с дипломами зарубежных исламских институтов. Религиозные представители-самоучки, такие, как я, не имеющие нужного образования, действовали как умели, на свой страх и риск. Конечно, это не нравилось пришельцам и их сторонникам. Случалось, нам угрожали, записки нехорошие подбрасывали, по телефону обещали - уничтожим! И такое было. А уж молодежь, не имевшая прочной основы в жизни, тем более оказалась и духовно беззащитна, и уязвима.
- Но сегодня, насколько я знаю, ситуация меняется, люди начали понимать, кто есть кто.
- Да, потому что мы продолжаем активную работу в разных направлениях. Скоро приступим к строительству здания новой мечети, сейчас идет процедура оформления земельного участка под нее. Закупили уже и блоки под фундамент, а когда построим мечеть, в старом здании откроем медресе: нужно учить людей, вернуть им понимание веры предков. Постоянно ведем разъяснительную работу с населением. А это не так просто в нашей ситуации. После войны в Чечне, куда ушли наши обманутые ребята, власти начали выявлять ваххабитов, делая это порой грубо, подозревая всех без разбора. Вот молодежь, боясь гонений, и отошла от мечети, и мечеть опустела, произошел духовный спад. Дело прошлое, но случалось, что даже меня самого чуть не в ваххабиты зачисляли! Понятие у многих сложилось такое: раз молится человек в мечети, значит, уже ваххабит. Вот какой урон был нанесен нашей вере... Я хорошо понимаю молодых ребят и их родителей, переставших пускать детей в мечеть. Боязнь до сих пор в душах людей живет. Слишком горьки были наши потери... Сейчас, слава Аллаху, постепенно возрождаемся. Но еще острее чувствуем нехватку знаний, необходимость образованных священнослужителей.
- Однако вы уже сделали первые серьезные шаги в «ликвидации неграмотности»...
- Да, вот уже второй год как отправляем юношей из восточных районов на учебу в Северо-Кавказский государственный технический университет, где в соответствии со специальной президентской программой начали готовить нужных нам специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. В этом году я еще троих ребят привез учиться в Ставрополь. Среди них и мой внук Али, чему я, как вы понимаете, особенно рад. Будет кому продолжить начатое нами... Там учатся ребята из Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Северной Осетии. В этом большая заслуга принадлежит сотрудникам краевого комитета по делам национальностей, которые много нам помогают, для нас такая поддержка неоценима. Так что и во власти есть ответственные люди, понимающие и разделяющие наши цели, главная из которых - сберечь традиционный ислам, поставить заслон духовному «импорту». Ставропольские мусульмане всегда исповедовали абуханифское течение ислама, кстати, наиболее лояльное по отношению к другим конфессиям. Для осуществления этой задачи, мы считаем, необходимо создать в крае свою религиозную структуру.
- Вопрос о создании мусульманами Ставрополья своего Духовного управления ставится вами и вашими единомышленниками уже не один год. Но его положительное решение встречает несогласие со стороны нынешнего ДУМ, находящегося в Карачаево-Черкесии, что, наверное, понять можно. Ваша позиция тем не менее прежняя?
- Еще и еще раз готов повторить: мусульманам края нужен свой муфтият! Объединяющий, координирующий, управляющий орган. Способный, например, открыть свои медресе, наладить более четкую просветительскую работу, вести целенаправленную подготовку кадров священнослужителей, а не ждать новых гостей из арабских стран. Для нас необходимость муфтията совершенно очевидна. И мне непонятны опасения по этому поводу.
- Ну, если даже, например, во Владимирской области появилось свое Духовное управление и построена соборная мечеть, то Ставрополье в этом смысле вряд ли может отставать...
- Вот это мы и пытаемся донести до своих оппонентов. Подчеркивая, что не вынашиваем никаких сепаратистских планов. Мы - тоже Россия! Мы коренные жители ставропольских степей, веками жили вместе с русскими. Мы и сегодня всегда вместе - в работе, в беде и в радости... В наших многонациональных селах на христианские праздники приходят мусульмане, и, наоборот, на мусульманских праздниках почетные гости - наши православные братья. У нас на Курбан-Байрам накрывают общие праздничные столы длиной в 300-500 метров, рядом садятся все нации, молодежь устраивает концерт в традициях разных национальностей. Хорошие отношения поддерживаем с казаками. Особенно благодарны мы постоянной поддержке со стороны православной церкви, прежде всего епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана.
- Вы упомянули о медресе в селе: каковы цели таких духовных школ? Ведь имамов для мечетей они вам подготовить не смогут.
- Есть немало людей самых разных возрастов и профессий, мужчин и женщин, стремящихся лучше узнать ислам, его каноны и обряды. Ведь сегодня многие даже о намазе имеют самые общие, смутные представления. Радует то, что интерес проявляют женщины. Знаете, у нас говорят: если учится мужчина, он учит себя, а если учится женщина - учится вся нация. Потому что женщина передает эти знания своим детям. Немало примеров, когда в медресе есть преподаватели-женщины, преподающие для женщин. А пока учатся в вузах наши будущие священнослужители, планируем в ближайшее время собрать со всех аулов Степновского, Нефтекумского, Левокумского районов имамов, всего около 20 человек, в большинстве не имеющих специального образования, и организовать для них своего рода курсы. Вести занятия пригласили учителя из Дагестана, выпускника исламского института.
- Вы уже много лет занимаетесь духовным просвещением. В современной России эта работа активизировалась еще с конца 80-х годов прошлого века. Не все идет безоблачно, особенно тревожат всевозможные секты, но в целом позитивные результаты просматриваются. Однако сейчас нередко слышишь: зачем нам это надо, мы живем в современном мире, а религия тянет человека назад в Средневековье. Вот недавно и группа известных академиков написала письмо президенту...
- Это письмо меня удивило и огорчило. Если такие умные, высокообразованные люди рассуждают о жизненно важном вопросе так однобоко, это беда для государства. Я бы им сказал: не забывайтесь. Каждый человек рождается с верой в душе. И каждому нужно помнить о десяти главных человеческих заповедях, на которых основываются все основные религии. Воспитывая на них молодежь, мы приобретаем полноценных граждан России, людей высокой нравственности, душевно богатых, с четким взглядом на окружающий мир, с пониманием добра и зла. Я бы сказал им также: религия не враг подрастающему поколению, религия учит добру.
- А ведь эти ученые считают, что действуют из лучших побуждений...
- Могу лишь посоветовать им внимательнее посмотреть вокруг: во что превратили наших детей и внуков желтые, бульварные газеты, куда ведет нас телевидение? Молодежь растет без чести и достоинства, без идеалов, мы теряем осознание своего «я», вот что самое опасное. Живя в стране, но не уважая свою Родину, не чтя обычаев своих предков, забывая принцип «не навреди», вырастают духовно обнищавшие люди. Какие у них будут семьи? Как они будут воспитывать своих детей? Если все так и будет продолжаться, Россию ждут страшные беды.
Вот чтобы беды не случилось, мы и работаем по мере своих сил, знаний, возможностей. В Коране сказано: Аллах для всех один. Поступайте так, как вас учили родители. Но не превозносите свою веру над другими, не доказывайте, что только вы правы. Всех рассудит Всевышний.
Не могу не сказать еще и о том, что нас, живущих на востоке края, очень беспокоит отток русского населения. В некоторых селах остались всего три-четыре семьи, тогда как еще несколько лет назад русских жило больше половины. Идет миграционный наплыв из других регионов Кавказа. Это, конечно, уже политика, не хотелось бы об этом говорить, но и глаза закрывать тоже нельзя. Все, в том числе и в Москве, знают, что Ставропольский край - как проходной коридор. У нас так уже и ногайская молодежь уходит из села: работы нет, перспектив нет... Такое впечатление, что мы никому не нужны. Понадобимся опять разве что в период очередных выборов... Нужно нашим властям всех уровней еще раз крепко подумать об этом. Земля у нас благодатная, можно на ней жить и работать, сейчас вон половина выращенных овощей пропадает, а почему бы не создать цеха по переработке? Сколько раз говорено о программе «Восток», а реально народ не ощущает поддержки, теряет доверие к власти. Очень обидно. Иногда хочется плакать от собственной беспомощности помочь людям. Но духовная поддержка все равно остается.