00:00, 24 августа 2007 года

Требуются молодые

Перед собравшимися с приветственным словом выступили и. о. губернатора Ставропольского края и. о. вице-губернатора СК Анатолий Воропаев и председатель комитета по образованию, науке и культуре Госдумы края Евгений Бражников.

Тема совещания была сформулирована так: «Развитие региональной системы оценки качества образования». Это задача для всего российского образования на ближайшие годы. Первым шагом в данном направлении стало на Ставрополье введение в 2007 году, пока в качестве эксперимента, Единого государственного экзамена. В 2008-м край будет пилотной территорией еще одного эксперимента – по отработке нормативной базы новой системы оплаты труда педагогов в зависимости от качества их работы. Так что доклад министра образования СК Аллы Золотухиной прозвучал для собравшихся весьма актуально.

Сдачу ЕГЭ в этом году министр назвала индикатором качества образования наших детей. Так, уже очевидно, что оправдывают свое назначение учебные заведения повышенного уровня – лицеи, гимназии, профильные ресурсные центры для старших школьников, классы с углубленным изучением отдельных предметов – их питомцы набрали по ЕГЭ баллы выше среднекраевых.

А вот со школами - победителями нацпроекта «Образование» - дело обстоит не так гладко. В четырех из них выпускники сдали Единый госэкзамен только на тройки и двойки, в двадцати пяти показали знания ниже среднего балла по краю. 25 из 67 (речь о победителях нацпроекта прошлого года) – многовато…

Результаты сдачи ЕГЭ медалистами выглядят, вроде бы, благополучно: медалей лишились 11 претендентов из полутора тысяч. Однако из числа награжденных 227 получили на экзамене тройки, и только экспериментальный характер итоговой аттестации позволил коллегии краевого минобра и ГЭК СК принять решение о выдаче им серебряных медалей. Еще одно интересное обстоятельство: школьники со средней успеваемостью в целом справились с тестовыми заданиями лучше, чем некоторые отличники. Что это: неготовность способных детей с нестандартным мышлением к формализованным способам проверки? Или прорвавшийся потенциал «середнячков», которым учитель в классе, как правило, почти не уделяет внимания (двоек не получают – и ладно), хлопоча вокруг любимцев-пятерочников и порой делая им поблажки?

ЕГЭ, разумеется, лишь один из инструментов измерения качества образования. А. Золотухина назвала и другие. Более строгая итоговая аттестация ждет девятиклассников. А в четвертых классах будут проводиться итоговые краевые контрольные по русскому языку и математике. От результатов контрольных работ и экзаменов станет зависеть зарплата учителя – в ней появится солидная премиальная часть. Или – при низких результатах – не появится.

Интерес (и обсуждение в кулуарах) вызвало выступление проректора Ставропольского государственного университета Алексея Ерохина. СГУ по результатам ЕГЭ набрал студентов на 469 бюджетных мест. Как известно, было две волны Единого госэкзамена. Первая и основная – в школах, вторая - в период сдачи вступительных экзаменов в высших учебных заведениях. По словам А. Ерохина, экзаменующиеся второй волны - это те, кто не определился с выбором вовремя и потом «хаотично метался». Эти абитуриенты показали на экзамене самые низкие результаты. Возможно, вина за то лежит и на учителях, которые в ряде школ всячески отпугивали своих учеников от сдачи экзаменов по выбору в форме ЕГЭ?..

Краевой педсовет поставил перед образованием края много непростых вопросов, решать которые придется уже в новом учебном году. Один из них – привлечение в школу молодых кадров. Как известно, они в эксперименты и реформы вписываются гораздо успешнее и легче…