Наш корреспондент встретилась с министром образования края Аллой Золотухиной. Алла Золотухина

– Алла Федоровна, как говорится, «скоро осень, за окнами август». В школах готовятся к традиционным педагогическим совещаниям и к началу нового, 2007-2008 учебного года. А чем запомнился год предыдущий, 2006-2007-й? По-моему, он был для образования края достаточно бурным, одна массовая сдача Единого госэкзамена чего стоит…

– Действительно, закончившийся учебный год привнес в нашу жизнь много новаций. Так, в деятельности министерства края на первый план все больше выдвигается нормативно-правовая работа, в частности, разработка и подготовка проектов отраслевых законов, других нормативно-правовых актов Ставропольского края. Только в первом полугодии 2007 года нами был подготовлен целый ряд краевых законов и постановлений правительства СК, касающихся социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выплат компенсаций за содержание детей в дошкольных учреждениях и других. Все они приняты Государственной Думой Ставропольского края. К этому перечню можно добавить и восемь проектов соглашений, заключенных между ПСК и Федеральным агентством по образованию. Это трудоемкая, важная и достаточно новая для министерства деятельность.

Одно из ее направлений, которое станет актуальным для образовательного комплекса края в ближайшее время, – отработка нормативной базы региональной системы оплаты труда педагогов. Соответствующий эксперимент проводился в Санкт-Петербурге, в нескольких крупных регионах Сибири. С первого января 2008 года в него включается и Ставрополье. Конкретно – две территории: Железноводск и Апанасенковский район. Речь идет о том, чтобы отказаться от тарифной сетки и найти другие критерии оплаты труда учителя в зависимости от качества его работы. Кроме базовой части заработка, предусматриваются надбавки за «особые заслуги» – успешную подготовку учеников к предметным олимпиадам, проведение мероприятий и т.д. Надбавки могут достигать 40 процентов. Таким образом будет положен конец уравниловке, и учителя с активной позицией в работе получат достойное вознаграждение. «Цена вопроса» и должна проясниться в ходе эксперимента…

Соглашусь, что весна и лето 2007-го прошли и под знаком сдачи в школах края Единого госэкзамена. В нем приняли участие около двадцати тысяч выпускников, и это событие так или иначе коснулось каждой ставропольской семьи.

– Итоги уже подведены?

– Учитывая, что на Ставрополье ЕГЭ сдавался впервые, можно сказать, что результаты неплохие. А по некоторым позициям – довольно успешные.

Так, вполне справились с испытанием кандидаты в медалисты. Их было 1503, из них медали не получили только 11 человек. По каждому сдаваемому предмету нашлись «звездочки», получившие 90 и более баллов. Трое набрали по 100 баллов. По русскому языку – Юлия Безрукова (гимназия № 2 Георгиевска); по химии – Наталья Гаврилова (лицей № 1 Невинномысска); по биологии – Ирина Фоменко (СШ № 7 села Отказного Советского района). Процент обученности (то есть положительных оценок) колебался от 71 по физике до 87 по биологии. Вообще почти все показатели – на уровне общероссийских.

С удовольствием отмечу, что по части организации ЕГЭ не было подано ни одной жалобы, ни единой апелляции. А ведь некоторые дети из отдаленных сел по часу добирались до пункта проведения экзамена. Все оказалось на высоте: и подвоз, и безопасность, и соблюдение секретности.

Вместе с тем выявились и недочеты, и упущения. «Ставропольская правда» писала о том, что лишь 15 процентов выпускников справились с вариантом «С» по русскому языку. Школа плохо учит анализировать текст, выделять в нем главное. Есть претензии к преподаванию и других предметов. Об этом мы будем серьезно говорить на краевых августовских совещаниях учителей, на педагогических советах школ.

– Вот-вот начнется оценка готовности школ к новому учебному году. Будут ли вводиться в эксплуатацию новые объекты?

– Обязательно. Только это «новые старые» объекты. Как известно, в краевой бюджет текущего года было заложено более трех миллиардов рублей на ликвидацию так называемых «долгостроев», в том числе отрасль образования получила на эти цели более 500 миллионов рублей. Строители в прошедшем полугодии поработали очень активно. Были введены в эксплуатацию две школы – в селе Русском Курского района и вторая очередь школы в поселке Пятигорском Предгорного района.

А первого сентября распахнут двери еще три, все из того же списка долгостроев. В поселке СНИИСХа Шпаковского района, в поселке Фазанном Кировского и красавица-школа на 900 мест в Ипатово. В Родыках Красногвардейского района сдаем долгожданный детский сад.

Назову лишь одну цифру: в сравнении с 2006 годом общий лимит финансирования капитальных вложений в образовательном комплексе края увеличился на 96 процентов.

– Не могу не затронуть и еще одну тему – реструктуризации школьной сети. В предыдущие годы в июле-августе в редакцию шли тревожные письма от родителей: помогите, детей переводят в другую школу! В этом году – тихо. Почему?

– Хочется думать, что семьи учащихся начинают понимать: реструктуризация проводится не во вред их детям и отнюдь не только по причинам экономическим. Вы помните конфликт в селе Труновском – о нем писала «СП»? Какую бурную реакцию вызвало у родителей предложение перевести старше-классников в новую, по-современному оборудованную школу из двух близлежащих? Делалось это в целях организации профильного обучения. Прошло время, на Едином госэкзамене ребята показали прекрасные результаты – сказалось обучение именно в профильных классах. А родители сейчас недоумевают, почему так ожесточенно сопротивлялись.

Не устаю говорить: реструктуризация – это не закрытие школ, даже малокомплектных. И губернатор А. Черногоров это подчеркивает, и краевой минсельхоз просит школы сохранить…В подавляющем большинстве случаев они становятся филиалами крупных базовых общеобразовательных учебных заведений, что дает возможность учащимся получать современное образование. Часто сопротивляются этому не столько даже родители, сколько учителя. Причина проста: учительница в такой маленькой школке на пять-одиннадцать детей является зачастую и директором... Поскольку учебное заведение перестает быть юридическим лицом, то она остается только учителем начальных классов… По-человечески понять ее можно. Но школе нужен воздух перемен, современное руководство! Не филиппков же хрестоматийных мы в XXI веке выпускаем!..

Сейчас министерством ведется работа по реструктуризации 24 образовательных учреждений. Мы стараемся делать это, учитывая интересы всех заинтересованных сторон, психологические сложности перемен и т.д. И в безусловном взаимодействии с местными властями.

– Две недели назад президентом подписан Федеральный закон, устанавливающий обязательное общее, то есть одиннадцатилетнее образование. Какие перемены ждут российскую школу?

– Это тема отдельного разговора. Если коротко: закон позволяет переводить учащихся в следующий класс условно – с одной и даже с двумя двойками. Предполагается, что ученик потом ликвидирует задолженность в течение учебного года, а учителя ему в этом помогут… Возможно получение среднего образования и по очной, и по заочной форме обучения. Определен возраст, до которого гражданин может обучаться в дневной школе. Это, слава богу, не 20 лет, как поначалу предлагалось, а 18. Поправки внесены и в Семейный кодекс РФ, и в административный – перемен будет много…

Лариса ПРАЙСМАН