00:00, 10 августа 2007 года

Свара на погосте

Восемь лет назад Татьяна Огородникова похоронила мать на кладбище одного из сел Изобильнен-ского района. Установила памятник. И, по ее словам, обозначила рядом веточками туи еще одно место для захоронения.

Шестью годами позже неподалеку обрел вечный покой муж Светланы Песковой. Семейство прибыло на Ставрополье из края северных сияний. Но недолго пришлось радоваться южному солнцу человеку, отдавшему много лет освоению далеких земель: даже плодов собственноручно посаженного винограда не дождался…

С обычаями и традициями старинного села Светлана была почти незнакома. Место на погосте выбирала не сама. И откуда ей было знать, что оградки на могилах здесь ставить вообще-то не принято. Вот и поставила, вольно или невольно ущемив интересы Огородниковых. Вот тут и разгорелся весь сыр-бор.

Татьяна Огородникова (она живет в райцентре) вначале обратилась с жалобой в сельскую администрацию. Там создали специальную комиссию, которая выехала на погост и обследовала место захоронения. Выяснилось, что расстояние между могилой матери Татьяны и оградой вокруг памятника Пескову составляет 0,7 метра. На жалобу глава села ответил: мол, факт, указанный в письменном заявлении, не подтвердился.

Вроде бы конфликт был исчерпан. Однако вскоре после заключения комиссии сельсовета в разные адреса полетели новые письма: в Изобильненскую райадминистрацию, в ГДСК...».

Не знаю, что ответили Огородниковой депутаты и чиновники. Но жалоба (теперь уже коллективная) на всех и вся поступила и в «Ставропольскую правду». Мол, если и вы промолчите, будем обращаться дальше... Я лично не знаю куда. Может, в Страсбург?

Кого тут винить? Разве что пожурить сельскую администрацию, которая (раз уж возник такой прецедент) должна разработать четкие правила захоронения граждан на местном кладбище. Чтобы в будущем споров не возникало.

Остальных же участников конфликта – все они пенсионеры, одному из заявителей более 80-ти – воспитывать не собираюсь: у них жизненного опыта побольше моего. Сами кого хочешь уму-разуму поучить могут. И, может быть, они вспомнят, как лет эдак сорок назад в селах, станицах и хуторах Ставрополья возводились тогда жилые дома. Не «новорусские» дворцы с башнями и глухими двухметровыми заборами, а обыкновенные казачьи хаты. Жители всей улицы в выходной дружно делали саман. Через пару недель опять-таки всем миром возводили стены, накладывали потолки, крышу крыли… Глядишь, уже новоселье полстаницы в этом дворе празднует. С песнями, плясками и… с минимумом спиртного и разносолов: счастливая семья могла выставить на стол пару четвертей самогона, капусты квашеной несколько мисок да картошку отварную. О том, чтобы какие-то деньги заплатить работникам, и речи не было. А случись тогда такая вот свара на погосте, всем ее участникам (и правым, и виноватым) хоть из села беги: ославят как сутяжников, здороваться перестанут…

Правильно, наверное, сказал на недавней конференции журналистов Ставрополья председатель СЖ РФ Всеволод Богданов, что самая большая проблема нашего времени – потеря веры. Мы не верим властям, чиновникам, милиционерам. И самое страшное – не доверяем друг другу, не верим в добро и доброту. А ведь, по словам древних мудрецов, и этой истины никому из современников еще не удалось оспорить, только доброта и вера спасут мир.