00:00, 7 августа 2007 года

Регионам обещают «железные» деньги

Инвестиционная программа, которая закладывается на ближайшие двадцать с лишним лет, оценивается в 10,3 трлн. рублей. Из них чуть больше половины (5,6 трлн. рублей) предстоит заработать самим железнодорожникам, примерно 26 процентов – средства федерального бюджета, 15 процентов – частные инвестиции, которые будут привлечены в железнодорожную госмонополию впервые за всю ее историю. Наконец около семи процентов должны предусмотреть в своих бюджетах субъекты Федерации, их деньги пойдут главным образом на социально значимые магистрали, которые имеют значение для развития региональных экономик и обслуживания внутреннего пассажиропотока, а также на строительство высокоскоростных специализированных линий.

Как подчеркнул Владимир Якунин, цель Стратегии – обеспечение глобальной конкурентоспособности российской транспортной системы и долгосрочного экономического роста России. Поскольку на железнодорожный транспорт приходится 80 процентов грузооборота страны (без учета трубопроводов), то именно в этой сфере инфраструктурные проекты и ускоренная модернизация приобретают особое значение.

В ближайшие десятилетия, если, конечно, стратегические планы из проекта перейдут в реальный документ, железные магистрали страны удлинятся на 20359 километров, а из Москвы в Сочи можно будет добраться за 15 часов. Стратегией «РЖД» предусмотрено в ближайшие годы увеличить скоростной режим на линиях, связывающих Ростов-на-Дону и Краснодар с Минеральными Водами. Планируется также с 2010 года ликвидировать перекрестное субсидирование в отрасли, а это значит, что тарифная политика на железнодорожном транспорте будет меняться.

Важно, что уже сегодня социально-экономические программы развития регионов ориентируются на перспективные планы железнодорожников. Например, как заявил на совещании заместитель полпреда в ЮФО Виктор Анпилогов, в сентябре на Кубанском экономическом форуме будет презентована Стратегия долгосрочного развития Южного федерального округа, где все инфраструктурные моменты уже учтены.

Однако в целом у регионов еще достаточно много вопросов и к руководству транспортной отрасли, и к ОАО «РЖД». Так, губернатор Ставрополья Александр Черногоров, взявший слово на совещании, обозначил целый ряд перспективных вопросов и проблем. В частности, был поднят вопрос строительства новой железнодорожной линии «Кисловодск – Сочи», идея которой обсуждается с середины прошлого века, но именно сейчас, ввиду олимпийского будущего Сочи, стала актуальной, как никогда. Ответ министра транспорта Игоря Левитина прозвучал обнадеживающе: из примерно десятка существовавших ранее проектов этой железной дороги сейчас рассматриваются два варианта, с заходом в Адлер через Шидок или Кливеньковскую, однако при этом предстоит еще урегулировать вопросы экологического характера, в том числе на уровне соглашений между двумя субъектами – Ставропольем и Краснодарским краем.

Среди других, поднятых А. Черногоровым тем, – организация интермодальных перевозок на участке «Кисловодск – аэропорт Минеральные Воды», реконструкция участка железной дороги по направлению «Элиста – Ставрополь – Кавказская», судьба недостроенного спортивного комплекса железнодорожников в городе Минеральные Воды, а также обеспечение объемом работ частей железнодорожных войск, которые дислоцированы в Невинномысске и Георгиевске.

Все это встречено с пониманием, более того – вне рамок совещания у главы края состоялись переговоры с президентом ОАО «РЖД», в результате которых были достигнуты договоренности по ряду вопросов функционирования на Ставрополье железнодорожной отрасли.

Елена МИХИНА