Газетный пахарь
Впервые я познакомился с Юрием осенью 1969 года, когда работал в газете «Молодой ленинец». Он зашел неожиданно и спросил: «Иван, ты еще долго будешь здесь в коротких штанах? Ты – агроном, поднимаешь довольно острые проблемы. В «Ставрополке» действенность твоих материалов будет значительно выше. Да и лет тебе уже немало, кажется, 33-й пошел? Я к тебе зашел по просьбе редактора Дубинина. Нам в сельхозотдел нужен такой журналист».
Вскоре я действительно был принят корреспондентом «Ставрополки» в сельхозотдел. Было это в январе 1970 года. Около четырех лет поработал с Юрием бок о бок. Он для меня был негласным наставником. Зоотехник по образованию, Ю. Рудометкин в проблемах села буквально купался. Его знали сотни специалистов и руководителей аграрного Ставрополья. В своих корреспонденциях, репортажах, рейдовых материалах Юрий по-доброму рассказывал об успехах земляков, объективно оценивал и достижения, и упущения своих героев. И никто не обижался на его критику. Я не помню ни одного случая, чтобы в газету пришло опровержение или несогласие с тем, о чем написал специальный корреспондент «Ставропольской правды» Ю. Рудометкин.
В нем подкупало уважительное отношение к авторам писем. Готовя их к печати, максимально соблюдал стиль и фразеологию обращений в газету. И обязательно после их публикаций писал этим авторам пожелание сотрудничать с газетой, сообщать обо всем интересном и злободневном.
Когда он был назначен заведующим сельскохозяйственным отделом, то стал приходить на работу раньше и уходить значительно позже. Многие собкоры в своих приписках просили его лично готовить их материалы. Не отдавать «на растерзание» Ивану Зубенко, ибо он безжалостно черкает написанное. Юрий брал на себя эту ношу. Я часто удивлялся терпению Юрия, его весьма уважительному отношению ко всем, с кем приходилось ему общаться. Собкоры Иван Ромасев, Иван Васильченко, Геннадий Куликов, Виктор Филипенко, Иван Цырульников были благодарны за такое доброе к ним отношение.
И еще, у Ю. Рудометкина не было в коллективе недоброжелателей. В своих отношениях с сотрудниками уже в должности заместителя редактора «СП» он никогда никого не унижал. Тональность в общении у него была как счастливо найденная мелодия. Даже после совета переработать тот или иной материал автор уходил из кабинета замредактора окрыленным, уверенным, что публикация получится значительно лучше первого варианта.
Юрий Рудометкин не только часто и профессионально писал в «Ставрополку». Он подготовил для Ставропольского книжного издательства добротную рукопись о знатном овцеводе Владимире Песчанском. Книга «Профессия – чабан» – настоящий гимн степнякам, памятник их неброскому, но очень важному делу. Читая ее страницы (а она вышла в 1981 году), по-доброму завидуешь тому времени и тем руководителям, кто заботился о подъеме на большую высоту прежних, так называемых рабочих профессий.
У Юрия Рудометкина было много друзей. В их числе – дважды Герой Социалистического Труда, председатель колхоза «Путь к коммунизму» Николай Терещенко. Дружили они десятилетия, подпитывая один другого опытом и знаниями сельскохозяйственного производства. Я уверен, имя Юрия Рудометкина, к сожалению, рано ушедшего из жизни, осталось в памяти сотен его ровесников, товарищей и друзей. Он был настоящим пахарем газетных полос «Ставропольской правды».
У знаменитого Пифагора есть философское утверждение: «Жизнь – это театральное зрелище, в котором очень часто весьма дурные люди занимают престижные места». Это никак не относится к талантливому журналисту, моему другу Юрию Рудометкину.
25 июля 2007 года