Клевое местечко
С тех пор пролетело чуть не полвека, теперь он живет в Дивном, много чего изменилось в судьбе, а вот увлечение с годами не надоело, не прошло. Среди его друзей несколько егерей, и не только на Ставрополье. Он и по гороскопу Рыба, между прочим. О повадках, поведении и предпочтениях обитателей рек и озер знает абсолютно все. А природу приманычскую просто обожает. Но удивительного в том ничего нет, диво - в другом. Николай как человек компанейский приобщил всех своих соседей к рыбалке. Давно они ездят с удочками на Маныч и Подманок целыми семьями. Только сидя на берегу, большую рыбу не поймаешь. Особенно в жару, когда она стоит в прохладном глубоководье. Можно, конечно, заплыть на лодке, но разве в нее вместишь всех желающих? Да и опасно это для детворы. И Николай Дмитриевич придумал выход.
Для начала устроил массовое купание с нырянием – обследовали с товарищами дно Подманка, выяснили, где поглубже – там обычно стоят косяки воблы или карася. На другой день бригада ныряльщиков приехала уже не с удочками, а с полным набором строительных инструментов. Володя Ледовской по профессии строитель – в Дивном немало объектов его руками сооружено. Но это был совершенно необычный объект – мостки протяженностью сорок метров через заросли камыша выводили на пирс. Площадка получилась достаточно «гостеприимной»: здесь помещается десяток-полтора рыбаков - вся их компания. Гвозди и доски купили в складчину, но основной материал – акация, ее применили в качестве свай. Дерево это – вечный символ Приманычья, по плотности древесины конкурентов ему мало. В домашних постройках оно десятилетиями служит, не преет, не гниет. А в воде и вовсе крепким, как бетон, становится. В общем, пирс сооружали по шею в воде, умудряясь забивать столбы на метровую глубину.
Поначалу о новом рыбацком местечке с удобствами мало кто знал, и Дрогайло со своими помощниками – семьями Ледовских, Латышевых, Сафиных и собственным сыном Алексеем – пропадали здесь все свободное время. Проезжих машин поблизости бывает немного, с дороги мостки незаметны – в таком-то камыше! Но тайное все равно становится явным, и со временем народ дружно повалил на пристань. Случалось и так, что самим строителям места не хватало. Думаете, они обижались? Ничуть не бывало – ехали дальше искать удобный бережок.
- В самом деле, не напишешь же, что это мое место, - смеется Николай Дмитриевич, - людей и так бесят всякие трафареты типа «Зарыблено», «Аренда», «Лов запрещен». Вместо того чтобы поощрять увлечение человека, отвлекать его от дурных занятий, ему еще и штрафом грозят.
Вообще, по его мнению, местной рыбе у нас почему-то не уделяют должного внимания. А ведь можно это дело поставить на промышленную основу, наладить не только разведение, лов, но и переработку – вот вам и дополнительные рабочие места. Факт довольно известный – манычская вобла всегда входила в рацион космонавтов и подводников. Случается, они и гостят в этих местах.
Кроме того, приезжают подышать пьянящим степным воздухом чиновники высокого ранга из столицы. Кто конкретно, Николай, конечно, не разглашает, но в качестве заядлого анекдотчика ему не раз приходилось выступать. Бывали в практике и нешуточные ситуации – к примеру, удил он как-то рыбку, слышит - за спиной в камышах какое-то непонятное шуршание. Думал, птичка. Оборачивается – а из зарослей дикая свинья со своим полосатым потомством выдвигается. Он ей: «Хрюша, хрюша!». Семейство дружно взвизгнуло и унеслось вскачь. Другой раз – тоже на озере Чограй – оставил в лодке банку кукурузы. Ее часто рыбаки на крючок вместо червяка наживляют. Утром просыпается – нет лодки. Нашел в двухстах метрах от того места, где привязывал. Оказалось, кабаны ее таскали по всему берегу, клыками поцарапали, а банку расплющили, добывая из нее кукурузу.
Но самое потрясающее зрелище – 90-килограммовый сом.
- Врать не буду, сам такого не ловил, но видел, как другие ловили, - говорит Николай.
А он довольствуется отборными карасями весом чуть не с килограмм, хотя жена рыбу не очень жалует, признает только сома и судака. Кстати, сом недавно появился в водоемах Апанасенковского района. Владимир и Елена Ледовские – участники строительства мостков – в поисках рыбного места могут в день чуть не полтысячи километров проехать. В общем, получается, что рыба ищет где глубже, а человек – где рыба. Сын их, пятиклассник Алешка, с четырех лет с дедом в лодке с удочкой сидит. Что интересно, в школу его будить довольно проблематично, а уж если на рыбалку – мигом вскакивает.
Впрочем, не один такой Алешка в Дивном. Зная, что сфотографировать альтруистов-строителей на созданном ими объекте будет сложно (народу там целый день – не протолкнуться), мы сговорились приехать на Подманок затемно. Двадцать километров пути позади, и в пять утра шагаем дружно по узеньким мосткам. На пирс ступаем, а там уж рыбачок лет двенадцати да еще с помощницей – второклассницей Настей! Тут же их велосипед стоит, и в садке – спина к спине - добрый десяток карасей…