00:00, 19 июля 2007 года

Герои каптруда

Надо сказать, что, несмотря на «праздничность» повода, требования конкурса были достаточно жесткими. В частности, поощрялись только те хозяева, которые применяли современные технологии, занимались мелиорацией земель, словом, не просто добросовестно работали, но и отличались умением смотреть вперед, старались активно использовать достижения аграрной науки и техники. В число награжденных попали и четыре хозяйства Ставропольской губернии: Рябухина из села Безопасного, Бедана из Дмитриевского, Ясинового из Нагутского, Найденова из Александрийского. Все эти хлеборобы вели свое хозяйство на, в общем-то, небольших площадях. Практически не использовали наемный труд и тем не менее добились высоких показателей.

Удивительно, но семейство крестьянина Александра Онуфриевича Рябухина до начала века вообще числилось среди беднейших. Всего-то имущества лошадь да соха. «Ртов в семье много, а работать некому», - жаловался Рябухин соседям. Но по мере подрастания пяти сыновей крепло и приумножалось хозяйство. Один сын почти самоучкой выучился кузнечному ремеслу, другой таким же способом освоил плотницкое и столярное дело. А третьему, как пишется в книге «Крестьянское хозяйство в России» (Петроград, 1915 г.), «посчастливилось даже побывать некоторое время в сельской школе и выучиться грамоте, с которой он затем в досужие зимние вечера знакомит своих братьев».

После принятия знаменитого Столыпинского закона от 9 ноября 1906 года, разрешившего выход из крестьянской общины, Рябухины первыми воспользовались правом сбора в одно целое своих земельных паев, получив таким образом 90 десятин. Кстати, замечу, как и многим нынешним фермерам, земля отщепенцам досталась отнюдь не лучшая, половина угодий – солончаки. Но глава семьи сделал ставку на интенсивные формы ведения хозяйства, в частности, четырехпольный севооборот. Благодаря лучшей агротехнике и более раннему посеву Рябухин получил самый высокий урожай в Безопасном. С 30 десятин было намолочено 3000 пудов прекрасного зерна озимой пшеницы. Часть доходов от продажи зерна направил на покупку скота и вскоре занялся молочным производством. Хороший доход приносило ему и виноградарство: крестьянин имел около трех тысяч кустов сладкой ягоды. Кроме того, Александр Онуфриевич, человек во всем основательный и дальновидный, посадил на своем участке около 300 наилучших по тем временам сортов плодовых деревьев.

Приносило семье дополнительный и стабильный доход кузнечное и плотницкое ремесло. Конечно, все это требовало огромного, неустанного, кропотливого труда. Немаловажный факт: в крестьянском хозяйстве Рябухина практически не использовался наемный труд, со всем управлялись глава семьи, пять его сыновей, пять невесток и двое внуков-подростков. Но, по-видимому, настолько прочен был в семье прививавшийся с самого раннего детства «культ труда», что успевали во всем.

Другим примером трудового крестьянского хозяйства была усадьба Филиппа Герасимовича Найденова – жителя села Александрийского Благодарненского уезда. К началу ХХ века сельский земельный фонд заметно сократился, что заставило семью Найденовых выйти из общины на отруба. На «такое желание в общине глядели не только враждебно, но даже угрожающе», и тем не менее Найденовы решили жить единолично. Они выделились на усадебно-огородные участки, получив около 45 десятин земли.

В 1911 году вырастили урожай пшеницы по 30 пудов с десятины, а в следующем уже по 90 пудов. С осени 1913 года Найденовы ввели у себя четырехпольный севооборот и стали понемногу применять сельскохозяйственные машины. Технику крестьянин использовал как личную, так и выданную ему во временное пользование государством. Любопытно, что казенное имущество разрешалось сдавать в аренду другим крестьянам за определенную плату. При умелой организации, следовательно, можно было и на своем поле поработать, и дать такую возможность односельчанам. Рациональный подход, не правда ли?

Занимался неутомимый Филипп Герасимович и огородничеством, но исключительно для своих семейных нужд. На рынке продавались только излишки бахчевых культур.

Премируя подобные крестьянские хозяйства, правительство таким образом пыталось пропагандировать новые экономические отношения в селе, на их примере наглядно доказать, что многие проблемы крестьянского подворья можно решить в рамках существующих законов. При этом в ходе реформы создавался, по сути, принципиально новый слой сельских жителей, какими и были Рябухины, Найденовы, Беданы – хозяева «сильные и трезвые», осознавшие, что залогом их процветания являются собственный труд на своей земле, личная инициатива и предприимчивость.

Алексей КРУГОВ, доцент Ставропольского государственного университета