Мнимая революция
Наша газета уже писала о том, что сугубо внутриотраслевые изменения буквально за последний месяц получили довольно широкий резонанс. Первыми забеспокоились муниципалы. В своей обычной манере поднял крик о «вопиющих безобразиях» отраслевой профсоюз. А далее по цепочке о «полезности» инициативы дорожников стали говорить и краевые депутаты. Предполагается, что эта тема будет в числе горячо обсуждаемых на очередном заседании Госдумы СК, назначенном на 19 июля.
Напомним, что планируется укрупнение дорожных ремонтно-строительных управлений: вместо 34 нынешних в итоге должны остаться 10 кустовых с развитой филиальной сетью. Механизм преобразований уже запущен: в частности, объединены два предприятия, обслуживающие подъезды к краевому центру. А всю работу планируется завершить к концу лета.
Если разобраться, то не такие уж большие перемены грядут в отрасли. Де-факто дорожные предприятия практически в прежнем виде останутся в каждом из районов. Но несколько меняется их статус де-юре: они становятся филиалами того или иного ДРСУ-кустовика. В результате такого укрупнения должна повыситься так называемая капитализация ГУПов: после объединения они наконец смогут смело выходить на торги. Ныне финансово ослабевшие ставропольские ДРСУ с ничтожной годовой прибылью (а то и вовсе с минусовым балансом) не в состоянии обеспечивать свои конкурсные заявки: шансы на победу в торгах – даже муниципальных – стремительно тают. Отсутствие же побед ведет к нулевым объемам работ и соотвественно таким же доходам. А свято место, как говорится, пусто не бывает. И с каждым годом растет количество организаций с крепкой материальной и технической базой, которые запросто «уводят» у краевых дорожников хоть сколько-нибудь любопытные предложения. Причем среди основных конкурентов – «пришельцы» из соседних регионов и подрядчики, работающие на федеральных дорогах.
Не согласные с преобразованиями говорят о череде увольнений рабочих и массовой переброске дорожной техники к кустовикам. В первую очередь именно это беспокоит муниципалов.
– Сколько человек планируется уволить? – задаю вопрос начальнику управления дорожного хозяйства и собственно автору идеи Василию Чиркову.
– Нисколько. Сокращений в коллективах однозначно не будет, хотя такие слухи муссируются уже больше месяца. Решение о реорганизации не было сиюминутным. Оно долго прорабатывалось, просчитывались экономические последствия, - говорит он. – Десять сильных предприятий обязательно наберут достаточные объемы работ, чтобы в них были заняты все люди. Мы же не стали банкротить ГУПы или принимать революционные решения, а предложили спокойный, но оптимальный вариант сохранения всей отрасли.
Другой занимательный момент. Депутаты активно выступают за передачу дорожных управлений в муниципальную собственность. Муниципалы также громко заявили о своем согласии. За пределами разговора, правда, остается тот небезызвестный факт, что из нескольких десятков функций, спущенных муниципалитетам, ни одна в полной мере не обеспечена финансово. К тому же если судить по аналогиям...
В частности, перед глазами печальный опыт коммунальщиков. Несколько лет назад – после вступления в силу 131-го федерального закона – одной из самых обсуждаемых тем была передача муниципалитетам разводящих водопроводов в населенных пунктах. Сегодня на повестке дня – противоположное: районы просят ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» принять их под свое крыло. Причем местные начальники в абсолютном большинстве случаев плачутся по поводу критической изношенности коммуникаций и отсутствия средств на их восстановление.
Тот же клубок противоречий и в дорожной отрасли. Банальное высказывание «без слез не взглянешь» в полной мере относится к технике (если так вообще можно назвать допотопные катки и грузовики), скопившейся во дворах дорожных управлений края. При тех объемах дорожных работ, что имеют муниципалы, уверен В. Чирков, ДРСУ даже держать на плаву, не говоря уже о прибыли, невозможно. Средств, выделяющихся на муниципальные дороги, не хватит и на содержание ГУПов. К тому же при передаче предприятий дороги, закрепленные за ними, по-прежнему останутся с краевым статусом. Попадут ли тогда на них муниципальные дорожники? Вряд ли...
Кстати, еще одна актуальная проблема для отрасли – нынешняя зависимость директоров ДРСУ от власти на местах. Нередко большой объем работ в районах выполняется дорожниками, например, за зерно, а порой и просто «по дружбе» – значит, почти бесплатно.
– Кустовиков в этом отношении управлению легче будет контролировать, - отмечает В. Чирков. – Они в свою очередь также станут держать под контролем остальные ДРСУ. А то у нас, признаться, накопилось немало явных финансовых просчетов, касающихся именно хоздеятельности ремонтно-строительных управлений. Это и покупка более дешевых, а значит, менее качественных, материалов, и работа по заведомо не выгодным для предприятий прямым договорам... Все эти «грехи», кстати, и выявила при проверке краевая Счетная палата.
– А если все оставить так, как есть?
– В принципе можно было бы ничего не предпринимать, а ждать, когда Москва предложит нам свой вариант, – соглашается со мной начальник краевого автодора. – В этом случае, согласитесь, может быть еще хуже. На других примерах можно было уже не раз убедиться, что региональный аспект федералы не сразу просчитают в полной мере. Пока их реформа притрется...