00:00, 7 июля 2007 года

Сквозь века

Уездные казначейства не только принимали на хранение денежные сборы и доходы, но также отвечали за выдачу денежных сумм. Находились все они в ведении счетной экспедиции Кавказской Казенной палаты. Она же, в свою очередь, подчинялась Экспедиции о государственных доходах, состоявшей при первом департаменте Сената под руководством Государственного казначея. Он, кстати, и утверждал в должности казначеев, которых избирали казенные палаты. «Должность уездных казначеев многотрудна, требует людей благонадежных и совершенно знающих в своем деле», потому принимать нужно «таковых, кои, познав уже должность сию опытом, показали и верность свою, и исправность на самом деле и никакому сомнению в благонадежности поведения своего не подлежат», – такова была главная рекомендация государственного казначея палатам.

15 ноября 1802 года был издан указ о выделении Кавказской губернии из состава Астраханской. Центром новой губернии стал тогда Георгиевск, где соответственно открылась Кавказская Казенная палата. Как известно, через двадцать лет – в 1822 году – губерния была реорганизована в Кавказскую область с центром в Ставрополе, и губернский казначей соответственно стал носить статус областного. Должности же уездных казначеев были упразднены в 1827 году, когда в составе области выделили новые административные единицы – округа. Это повлекло за собой введение должности окружных казначеев.

10 декабря 1837 года Александром I была утверждена инструкция для уездных казначеев. В ней описывались «предметы, вверенные управлению уездного казначея», и устанавливались «пределы власти его», а также правила приема платежей, порядок исполнения расходов и производства дел. Инструкция регламентировала, кроме того, порядок ведения книг по счетоводству и отчетности уездного казначея. В то время при вступлении в должность все чиновники давали также «клятвенное обещание», что принимают на себя обязанность «верно и нелицемерно служить, поспешествовать всему, что к верной службе и пользе государственной во всех случаях касаться может, всякую вверенную тайность крепко хранить, и поверенный и положенный чин по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей не поступать».

После указа правительствующего Сената от 2 мая 1847 года Кавказская область была переименована в Ставропольскую губернию, округа тогда снова приобрели статус уездов, а Кавказская казенная палата стала именоваться Ставропольской, окружные казначеи – уездными. Правда, и это изменение сохранилось недолго. Уже в 1866 году Ставропольская Казенная палата становится Ставропольским губернским казначейством. К слову, располагалось оно в центре города – в здании присутственных мест (ныне – ул. Советская, 3). А с 1913 года, когда Казенная палата приобрела участок на улице Романовской (сейчас улица Ленина) по соседству с Государственным банком, началось строительство собственного здания. Туда удалось переехать уже через три года.

Довольно интересна схема взаимодействия институтов казначейства. Так, Казенная палата получала расходные расписания из Департамента государственного казначейства, затем направляла предписание об отпуске кредитов в Ставропольское губернское казначейство. В свою очередь, губернский казначей спускал его в уездные казначейства. Сводные бюджеты, как и сводные расходные предписания по губернии, в те времена не составлялись. Расходные расписания составлялись по отдельным ведомствам и министерствам. Помимо этого, одной из важнейших задач казначейств была выдача государственных пенсий и пособий.

В 1886 году именно при Ставропольском губернском казначействе открылась первая государственная сберкасса. Те, что состояли при уездных и губернских казначействах, назывались центральными. Кроме них, сберегательные кассы появлялись при почтово-телеграфных конторах губернии.

После октябрьских событий 1917 года казначейства и сама Казенная палата перешли в подчинение комиссариата финансов Ставропольской губернии. В 1920 году были образованы еще и полевые казначейства. Однако просуществовали они недолго. Уже 25 марта того же года главным финансовым органом губернии стал финансовый отдел губернского революционного комитета. С того момента и вплоть до начала девяностых годов прошлого века института казначейства в нашей стране не существовало.

Р. ЖИЛЬЦОВА