00:00, 6 июля 2007 года

Здравствуй, Вова!

В жизни многих людей есть гораздо больше мистики, чем может показаться на первый взгляд. Еще несколько лет назад в большой биографической статье об этом художнике я писала, что в его творчестве прослеживается глубокая связь с голландской живописью XVII столетия. И вот, поди ж ты, художник точно попадает на Запад, едет в гости к дочери в Белефельд (Северная Вестфалия) и, конечно, с огромной радостью посещает Голландию, Амстердам, дом-музей Рембрандта, после чего создает офорты, запечатлевшие милые сердцу голландцев туманные доки, верфи, улицы города, изрезанного каналами, здоровается с гением этой страны – Рембрандтом и продолжает делать в искусстве нечто очень близкое голландским жанристам.

Владимир Яковлевич большую часть жизни посвятил офорту – так же, как и Рембрандт, и огромную часть его произведений составляют так же, как и у голландцев, изображения жанровых сцен из жизни простого народа и городской пейзаж. Все это он делает увлеченно, с упоением, со множеством этюдов, зарисовок, набросков, которые затем входят в его многофигурные композиции. Связь голландских жанристов и русской реалистической живописи очевидна, но пока абсолютно не изучена историками искусства. Менталитету русского интеллигента, вышедшего из «простой» городской среды, оказался близок образ труженика, офицера, чиновника из далекой Голландии. Сущность этого интереса – глубокий демократизм и сочувствие «маленькому» человеку. Все эти качества очень трогают в творчестве В. Грибачева. Идеалы русской демократии – его внутренняя суть. На его этюдах – обитатели нашего города: некрасивые, неудачливые, неприкаянные люди. Бомжи, неустроенная молодежь, небогатые художники, крестьяне, выпивающие на свадьбах… Сначала он пишет этюды, а затем соединяет их в многонаселенные большие полотна.

На краевой выставке, посвященной 160-летию Ставропольского края, представлен триптих Грибачева «Виноградная свадьба», где можно увидеть более 60 разнообразных фигур – стариков, женщин, танцующих, поющих, пьющих вино. Здесь есть и портреты ставропольчан – художников А. Клочко, В. Солодкого, узнаваем образ лауреата музыкальных конкурсов, играющего на балалайке. Центральное полотно доминирует по смыслу. Полог, висящий над столом, прорван, и сквозь него прорезаются яркие лучи света, освещая фигуру женщины с подносом. Она задумалась, глядя на веселящихся гостей, – отчего они так бесшабашно радуются, чему так нервически смеются?.. Кстати, мотив полога часто встречается в творчестве художника. По его словам, он символизирует отделение нижнего земного мира от горних миров. Мысль приходит из верхних и будоражит, заставляет думать людей, живущих по старинке. Достучаться до небес – вот желание русского реалиста Грибачева.

Владимир Яковлевич с недоумением говорит: «Почему мы так живем? Почему на пике конфликта рядовой человек находит способ проявить эмоции путем доведения себя до бесшабашного пьяного веселья? Может быть, потому, что не созданы условия для проявления способностей человека, его достоинство попирается нищенской пенсией, зарплатой? Я люблю свою Родину, не собираюсь из нее никуда уезжать, но почему так унизительна для многих жизнь в России?..».

Этот монолог мне близок и понятен сопереживанием людям труда, болью за неустройство России, неравнодушием к ее судьбе.

А любовь к малой родине проявляется в художнике увлечением историческими реконструкциями Ставрополя. Работая с историком А. Круговым, краеведом Г. Беликовым, самостоятельно изучая старинные зда-ния краевого центра,

Грибачев создал множество зарисовок городской старины и написал шесть (шестая сейчас в мастерской) панорам города конца XIX – начала ХХ вв. – эпохи купеческого расцвета. Каждому человеку, хоть немного знакомому с историей нашего города, приятно видеть и реконструкцию пассажа Меснянкина, Нижнего рынка, вид Кафедрального Казанского и Троицкого соборов, аптеку Байгера и весь этот маленький «Китеж-град», ушедший частично из нашей жизни, подвергшись разрушениям времени. Эти виды Ставрополя украшают интерьеры многих учреждений города, вызывая у людей добрые чувства и воспоминания. Множество панорам перекочевало на обложки книг и учебников.

Волнует художника и судьба потомков греческих эмигрантов, живущих сейчас на Ставрополье. Он говорит: «Их предки совершили религиозный подвиг – ушли из родных мест, только чтобы не отказаться от православия». Для греческой общины он написал большое панорамное полотно на эту тему, где применил те же приемы и стилистику, что и в «Виноградной свадьбе», соединив множество этюдов в единое действо. Для этой же общины Грибачев оформил четыре книги – о греческих государственных деятелях, художниках, пребывании греков на Кавказе.

Художнику абсолютно чужда ксенофобия. И в этом тоже чувствуется русская духовная традиция. Разве Россия не принимала глубокое участие в судьбе единоверцев, прибывавших по разным причинам в нашу страну? Разве не сказано в Библии «не обижай пришельца, ибо сам был пришельцем в Египте»? И мусульманин, и буддист издавна живет в России, не вступая в конфликты с местным населением.

В углу мастерской стоит небольшая, удивительная по состоянию покоя, изображенного на ней, картина под названием «Слава богу!». Старушка утром вышла из избы, выгуляла гусей: «Слава богу!». Наступило утро, значит, мир стоит, и можно жить дальше. Это очень русская по духу картина, которая в то же время понятна любому человеку в мире.

Что бы ни делал В. Грибачев – все отмечено печатью раздумья над судьбами людей, страны, непростой эмоциональностью. Мастерство свое он терпеливо шлифует. А как иначе можно поймать лукавую госпожу Удачу – другого способа и нет. На постсоветском пространстве произошла неожиданная «проявка пленки» - люди, ярко заявлявшие о себе как авангардисты или, напротив, как убежденные соцреалисты, оказались невостребованными. Устояли «просто реалисты». Без приставок. И это не случайно. Реализм исключает пошлость. Изобрази вещи такими, какие они есть, и ты увидишь, что они будут интересны зрителю. В творчестве Грибачева есть хорошая трезвость. Он апеллирует скорее к мысли, чем к чувству. И это всегда интересно, ново и оригинально.

* * *

Работы Владимира Грибачева представлены в нашем проекте ВЕРНИСАЖ

Софья БАРЕР